Корельский, В. Ф. Вселенная моря, или На волнах судьбы : (хронико-документальное повествование) / В. Ф. Корельский. - Москва : Изд-во ВНИРО, 2007. – 622 с. : ил., портр.

В.Ф. КОРЕЛЬСКИЙ. Вселенная моря, или На волнах судьбы Исторические архивы хранят память только о царских и древних аристократических фамилиях. Это дает возможность нашим современ­ никам по отдельным представителям того или иного знатного рода проследить, какие превращения претерпевали с течением времени ум­ ственные и духовные силы этого рода. Такие мысли возникли у меня на старой пристани «Ломоносово». Много позже я задал эти вопросы историку краеведу непосредственно в музее на родине М.В. Ломоносова и понял: не помнят, не знают. Хо­ рошо растолковали нашей группе экскурсантов официальную биогра­ фию М.В. Ломоносова, ту что я слышал здесь в этом же деревянном зале, учась еще в Нижне-Чухчеремской начальной сельской школе... Эти мысли роем прокрутились у меня в голове, когда пароход «Н.В. Гоголь» отплывал далее на юг. За Усть-Пинегой коренное русло реки прижимается почти вплотную к обрывистому правобережью, слева старинная русская деревня Вавчуга, ныне Двинская глубинка, а в Пет­ ровскую эпоху славилась большой корабельной верфью, которую назы­ вают «колыбелью отечественного торгового судостроения». Здесь были спущены на воду десятки галеонов, лихтеров, фрегатов, гукоров. Исто­ рики утверждают, что всего построено было 120 торговых и промысло­ вых судов, а первое подняло паруса 24 мая 1702 года. Выходит, круглая дата подоспела - триста лет стукнуло Вавчужской верфи. И хотя давно это было, но славные деяния тех лет бесследно в Лету не канули. Остановлюсь подробнее, ибо об этом месте в печати практически ничего нет, а это село всего в 5 километрах от моей малой родины. Дела же были сотворены во истину великие. Это была замечательная пора, эпоха расцвета отечественно­ го судостроения. Архангельск тогда был единственным портом России, через который шла широкая торговля с Европой. Об этом известно очень мало, как-то с веками забылось все. В гавани прихо­ дилось до 80 % внешнеторгового оборота государства. На рейде с открытием навигации судов под разными флагами - невпроворот. Одно смущало российских промышленников - большая часть навара уходила иностранным купцам, предоставлявшим суда для перевозки товаров. Не было своего флота, способного конкуриро­ 228

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz