Корельский, В. Ф. Вселенная моря, или На волнах судьбы : (хронико-документальное повествование) / В. Ф. Корельский. - Москва : Изд-во ВНИРО, 2007. – 622 с. : ил., портр.
В.Ф. КОРЕЛЬСКИЙ. Вселенная моря, или На волнах судьбы Исторические архивы хранят память только о царских и древних аристократических фамилиях. Это дает возможность нашим современ никам по отдельным представителям того или иного знатного рода проследить, какие превращения претерпевали с течением времени ум ственные и духовные силы этого рода. Такие мысли возникли у меня на старой пристани «Ломоносово». Много позже я задал эти вопросы историку краеведу непосредственно в музее на родине М.В. Ломоносова и понял: не помнят, не знают. Хо рошо растолковали нашей группе экскурсантов официальную биогра фию М.В. Ломоносова, ту что я слышал здесь в этом же деревянном зале, учась еще в Нижне-Чухчеремской начальной сельской школе... Эти мысли роем прокрутились у меня в голове, когда пароход «Н.В. Гоголь» отплывал далее на юг. За Усть-Пинегой коренное русло реки прижимается почти вплотную к обрывистому правобережью, слева старинная русская деревня Вавчуга, ныне Двинская глубинка, а в Пет ровскую эпоху славилась большой корабельной верфью, которую назы вают «колыбелью отечественного торгового судостроения». Здесь были спущены на воду десятки галеонов, лихтеров, фрегатов, гукоров. Исто рики утверждают, что всего построено было 120 торговых и промысло вых судов, а первое подняло паруса 24 мая 1702 года. Выходит, круглая дата подоспела - триста лет стукнуло Вавчужской верфи. И хотя давно это было, но славные деяния тех лет бесследно в Лету не канули. Остановлюсь подробнее, ибо об этом месте в печати практически ничего нет, а это село всего в 5 километрах от моей малой родины. Дела же были сотворены во истину великие. Это была замечательная пора, эпоха расцвета отечественно го судостроения. Архангельск тогда был единственным портом России, через который шла широкая торговля с Европой. Об этом известно очень мало, как-то с веками забылось все. В гавани прихо дилось до 80 % внешнеторгового оборота государства. На рейде с открытием навигации судов под разными флагами - невпроворот. Одно смущало российских промышленников - большая часть навара уходила иностранным купцам, предоставлявшим суда для перевозки товаров. Не было своего флота, способного конкуриро 228
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz