Корельский, В. Ф. Вселенная моря, или На волнах судьбы : (хронико-документальное повествование) / В. Ф. Корельский. - Москва : Изд-во ВНИРО, 2007. – 622 с. : ил., портр.
Столичные университеты городе были заложены два пассажирских парохода американскоготипа. Будущие названия заложенным пароходам дали: «Н.В. Гэголь» и «Гэне- рал Кондратенко» (после национализации получил название «А.И. Же лябов»). Мощность - 360 л.с., стоимость каждого - 140 тыс. руб. Суда были построены по последнему слову техники того времени: имелись паровой штурвал и машинный телеграф. Из Нижнего Новгорода на Северную Двину пароходы перегоня лись по рекам Волге, Шексне, по Северо-Двинской системе через оз. Кубенское и по р. Сухоне. Так как шлюзы Северо-Двинской систе мы не позволяли пройти судам, они были разъединены на три час ти: носовую, среднюю и кормовую. Сборка пароходов производилась в Михайловских мастерских Северного пароходного общества (г. Великий Устюг). В 1911 г. пароход начал свою первую навигацию на линии Волог да - Архангельск, после 1 июля по мере спада воды он работал на линиях Устюг - Котлас - Архангельск, а затем Котлас - Архангельск. Пароход «Н.В. Гэголь» пользовался завидным спросом у северян, так как для пассажиров был предусмотрен большой комплекс удобств: имелась библиотека, книги которой были в прекрасных переплетах, хороший буфет с большим ассортиментом кушаний и напитков. Ходил пароход до 1 октября, а иногда и дольше, если позволяла навигационная обстановка, но уже билеты продавались за более вы сокую плату. В качестве топлива использовались дрова, которых требовалось довольно большое количество - 4 0 м3в сутки. Рассто яние от Вологды до Архангельска «Н.В. Гэголь» преодолевал за 82 ч, а вверх от Архангельска до Вологды - з а 115 ч. Для начала XX в. это было совсем неплохо. На зимовку пароход становился в затон Кузи но (г. Великий Устюг). В 1918 г. пароходы «Н.В. Гоголь», «Генерал Кондратенко» и другие были национализированы советской властью. А в августе 1918 г. началась новая страница в истории парохода «Н.В. Гоголь». Из воспоминаний бывшего помощника капитана парохода С.М. Полоскова: 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz