Конюшанец, А. И. Народное богословие Николая Рубцова / Андрей Конюшанец // Площадь Первоучителей : литературно-художественный и общественно-политический альманах Мурманского отделения Союза писателей России. - Мурманск, 2006. - № 6. - С. 132-136.

Никакая внешняя словесная наполненность не может сделать поэзию христианс­ кой (и народной, русской), если нет в ней этого дара ощущения присутствия Божия, ощущения Промысла, Страха Божьего и Божьей Любви. Дар Рубцова в том и заключался, что он ничего не сочинял, а умел прислушивать­ ся и слышал «печальные звуки, которых не слышит никто.. Рубцов умел отбросить «голоса» и соблазны и услышать глагол Божий. Птицы отлетели, листья «несутся вдоль по улице гулкой», и храм порушен, и... будет хуже «в близкий день ревущей снежной бури...». Но — «как будто спит былая Русь», «...я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны...». Оттого и светлы стихи рубцовские, что сколь бы трагично они ни звучали, есть в них вера в истинное бес­ смертие. Истинный Храм нерушим, для народного сознания Родина и Церковь тож­ дественны: Россия — Третий Рим, Дом Пресвятой Богородицы — это с молоком матери. И покаяние перед Родиной, и благодать — через неё: ... О, сельские виды! О, дивное счастье родиться В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!.. Усомнившиеся строили «новую церковь», отворачиваясь от старой. Строили, соблаз­ нённые зыбкими миражами западного гуманизма. Ничего подобного уРубцованет. Пока­ янный опытXX века не прошёлдаром.Чист он был, детдомовгцинойсвоейкрещённый, «до конца, до смертного креста». Дар Рубцова — ив этом истинное проявление народного богословия— переплавлять в своих стихах земнуюскорбь вчистую благодать поэзии. Сколько «знатоков» русской души и двойственной, и обращённой сразу и к Вос­ току, и к Западу (как писал Горький), и с «азиатской рожей» (по Блоку)... сколько писало и запутывалось, и запутывало, наводило туман на «загадочную русскую душу». Но вот, оказывается, как всё просто: Мы сваливать не вправе Вину свою на жизнь. Кто едет, тот и правит. Поехал, так держись! Вот и вся теодицея. Вот над чем бился Иван Карамазов, а Алёша только молчал в ответ. Ответил-то Ивану — Николай Рубцов. Другой поэт гадал и так, и этак, а выходило: «вся истина в вине». Нет, неправда — в покаянии: Когда ж почую близость похорон. Приду сюда, где белые ромашки... Русская душа «загадочна» для того, кому её не достаёт. Что такое русская душа? Евангельский идеал, отражённый в просторах России, - быть может, не совсем ясно, но неискажённо. Ходасевич когда-то, разложив Есенина «по косточкам», «доказал», что то г «полу- язычник». Что бы он сказал о Рубцове? Но по отношению к Есенину это не верно, а по отношению к Рубцову вдвойне. Поскольку есть душа народная, которая язычни­ цей не была никогда. Лишённый с малолетства родительского тепла и материнской опеки, Рубцов вос­ принимал Россию в качестве своей единственной Матери. Сирота по жизни, он сумел в своём творчестве подняться до вершины осознания себя «сыном русским». И уже с этой вершины он вознёс свою величайшую молитву к Богу: Россия, Русь, храни себя, храни!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz