Конюшанец, А. И. Народное богословие Николая Рубцова / Андрей Конюшанец // Площадь Первоучителей : литературно-художественный и общественно-политический альманах Мурманского отделения Союза писателей России. - Мурманск, 2006. - № 6. - С. 132-136.

Андрей КОНЮШАНЕЦ НАРОДНОЕ БОГОСЛОВИЕ»НИКОЛАЯ РУБЦОВА Январь — месяц Рубцова. Третьего января — Приход, девятнадцатого - Уход. Тридцать пять лет жизни и тридцать пять лет после того как... Отчего же всё более крепнет наша любовь к Рубцовскому Слову? Какое стечение времен и событий сдела­ ло Рубцова Русским Национальным Поэтом? Войдите в Интернет и наберите ключевую фразу— «Воспоминания о Рубцове». Услужливая поисковая система выдаст вам около тысячи ссылок. «Я сидел справа — он слева... мы выпили то-то и то-то...». Недели не хватит, чтобы прочитать всю эту эпистолярщину, в которой очень много эмоций, но почти нет серьёзного вдумчивого отношения к Поэту. Впрочем, наверное, и не может быть: уж слишком сложен при всей своей видимой простоте был Николай Михайлович. Вопрос о том, был ли Рубцов православным, выходит за пределы его биографии. С одной стороны, вся система образов поэзии Рубцова ориентирована на правосла­ вие и вне его неосуществима... Но, с другой стороны, ни в одних воспоминаниях не найдём мы свидетельств воцерковлённости Рубцова или хотя бы попытки воцерко- виться, предпринятой им. Нет подтверждений, был ли он вообще крещён. Хотя изве­ стно, что мать Рубцова — Александра Михайловна — пела в церковном хоре. Поэто­ му правильнее, на наш взгляд, говорить не о воцерковлении Рубцова, а о постижении им православия через русский язык, через народную культуру, через русскую клас­ сическую поэзию. Один известный православный литературовед назвал Рубцова душевным (читай — бездуховным) поэтом, другой — пантеистом... Жаль, не расслышали они слова рубцовского. Конечно же, ничего пантеистического, тем более языческого, в поэзии Рубцова нет. Его восприятие природы, да и всего Бытия, носит православный, традиционно народный характер. Пантеизм не в том, что бы одушевлять природу. У природы есть душа. Обезду­ шивают природу именно атеисты. Истинное христианство предполагает в природе и дух, и душу. Беда наших современных пантеистов от литературы в том, что они вовсе не одушевляют природу, как это в согласии с народной традицией делает Рубцов, а придают ей антропоморфные черты, мыслят природу не Божьим Творением, а про­ должением (отражением) своего «я». Разница между пантеизмом и христианством в том, что за одушевлённой приро­ дой христианство видит Творца, а само бытие воспринимает как Творение. Вот это-то ощущение— как ощущение или прямым текстом —становится лейтмотивом поэзии Рубцова: Светлый покой Опустился с небес И посетил мою душу! Светлый покой, Простираясь окрест. Воды объемлет и сушу... Кто ещё в русской поэзии сумел выразить такое! Здесь «Покой» - это и Отец, и Сын, и Дух Святой. И «всякое дыхание» у Рубцова — «хвалит Господа». И как заме­ чательно, что не преступал Рубцов заповеди «Не поминай Имя Господа Бога всуе!», а всякий раз находил слово, точно передающее Божье присутствие и Промысл. (Здесь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz