Конюшанец, А. И. Русская духовная поэзия / А. И. Конюшанец // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 49-57.

А. И. Конюшанец Русская духовная поэзия 49 А. И. Конюшанец Русская духовная поэзия Лирическая поэзия выражает наиболее сокро­ венные человеческие чувства, в стихах поэт до са­ мых глубин открывает свою душу. Быть может, по­ этому, обращаясь к молитве, человек постепенно те­ ряет потребность в лирических излияниях —молит­ ва вытесняет страстные чувства, составляющие со­ держание лирики. Опыт подвижников библейского и христианского Востока в большинстве случаев не облекался в слова — и лишь единичные духовные писатели, достигшие святости, дерзали открыть по­ стороннему взгляду мир своих глубоких духовных переживаний. Несравненный образец такой духов­ ной лирики являет собой Псалтирь. Из христиан­ ских авторов в IV веке стихи писал святитель Гри­ горий Богослов, архиепископ Константинопольский. Позднее, в XI веке, в стихотворную форму заключал свои откровения еще один подвижник, заслуживший титулование Богослова —преподобный Симеон Но­ вый Богослов. Особый тип поэзии представляет со­ бой церковная гимнография — торжественные пес­ нопения, отражающие чувства, которыми проника­ ется молящийся человек. Но это —высоты духа, удел святых. Русские по­ эты, даже гениально одаренные литературно,—с ду­ ховной точки зрения были обычными людьми, и пе­ реживания, которые ими владели, были душевными, а не духовными. Но религиозное чувство так или иначе было развито почти у всех, и, не дорастая до высокого безмолвия, выражалось в искренних сло­ вах. Стихотворение о молитве —еще не молитва, но отражение того настроения, в котором человек го­ тов молиться. Как камертон, оно настраивает душу на молитвенный лад. Этим русская духовная поэзия особенно ценна для нас, людей новейшего време­ ни, в духовном отношении немощных и несовер­ шенных. Религиозное чувство —наивысшая красота. И ко­ гда поэзия воплощает это чувство, ее впечатление неотразимо. Поэт становится пророком, показыва­ ющим вершину созерцания, изрекающим глубины знаний и чувств. Поэтому прав Василий Андреевич Жуковский, называя поэзию земной сестрой небес­ ной религии, светлым маяком, зажженным Самим Создателем, чтобы в сумраке зимы житейской не сбиться нам с пути. Отшельники Фиваиды и Синая устремлялись к Богу путем аскетизма, отрешения от земных со­ блазнов, путем подавления капризных желаний при­ хотливой плоти. Поэты следуют к той же великой и святой цели иной дорогой. Они не отрешаются от восхищения и преклонения перед красотами жизни земной, но видят в них не суетную мишуру, а про­ явление благости и творчества Всемогущего. Они способны видеть красоту добра и уродство зла. Они становятся неутомимыми и самоотверженными ис­ кателями красоты в поэзии. Но красота окружающе­ го нас материального мира для поэтов —лишь сту­ пень к созерцанию иной, потусторонней и духовной красоты. Александр Сергеевич Пушкин был убежден, что «служение музам» требует самоуглубления, которое «не терпит суеты», что поэт —это «сын неба», рож­ денный Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Лишь те поэты, чье творчество неразрывно связано с созерцанием высших истин, могут надеяться, что их слова, их призывы и веления не угаснут вместе с их уходом в мир иной, но будут жить в сердцах по­ томков. Труден и тернист творческий путь таких по­ этов. Им предназначено улавливать в сердцах людей неясные, едва ощутимые звучания, которые порой непонятны даже их носителям, но осознаются ими в дальнейшем уже со слов поэта. Поэт же обязан услышать эти звучания, понять их, отлить в строй­ ную форму и возвестить мощным колокольным зво­ ном своего творческого дара. По пути, указанному графом Алексеем Констан­ тиновичем Толстым: через познание чистых форм земной красоты —к красоте духовной, а от нее —к пределу, к ослепительному сиянию красоты небес­ ной, следуют многие русские поэты. Многие из них сходны в своей творческой направленности, несмот­ ря даже на глубокие формальные различия. Служа красоте и совершенствуя дарованный им свыше та­ лант Слова, русские поэты служат Господу. Чистая красота непременно влечет к возвышен­ ному, идеальному, небесному. Так, например, про­ живший много лет вдали от Бога поэт Яков По­ лонский на закате своих дней, получив религиозное просветление, написал: Жизнь без Христа —случайный сон, Блажен, кому дано два слуха — Кто и церковный слышит звон И слышит вещий голос Духа! Те из нас, кто внимательно вчитывались в русскую классику —поэзию или прозу —поражались обили­ ем в ней моральных и религиозных мотивов и сю­ жетов. Действительно, русские поэты, от великих до самых скромных и теперь почти забытых, посвяти­ ли религиозным темам множество своих произведе­ ний. Стремление к Богу, ощущение духовного ми­ ра и божественных основ мироздания —характерны для русской поэзии. Помещаем ниже лишь малую часть богатейшего русского поэтического наследия XVIII-XX веков, посвященного вере и молитве.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz