Конюшанец, А. И. Русская духовная поэзия / А. И. Конюшанец // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 49-57.
А. И. Конюшанец Русская духовная поэзия 49 А. И. Конюшанец Русская духовная поэзия Лирическая поэзия выражает наиболее сокро венные человеческие чувства, в стихах поэт до са мых глубин открывает свою душу. Быть может, по этому, обращаясь к молитве, человек постепенно те ряет потребность в лирических излияниях —молит ва вытесняет страстные чувства, составляющие со держание лирики. Опыт подвижников библейского и христианского Востока в большинстве случаев не облекался в слова — и лишь единичные духовные писатели, достигшие святости, дерзали открыть по стороннему взгляду мир своих глубоких духовных переживаний. Несравненный образец такой духов ной лирики являет собой Псалтирь. Из христиан ских авторов в IV веке стихи писал святитель Гри горий Богослов, архиепископ Константинопольский. Позднее, в XI веке, в стихотворную форму заключал свои откровения еще один подвижник, заслуживший титулование Богослова —преподобный Симеон Но вый Богослов. Особый тип поэзии представляет со бой церковная гимнография — торжественные пес нопения, отражающие чувства, которыми проника ется молящийся человек. Но это —высоты духа, удел святых. Русские по эты, даже гениально одаренные литературно,—с ду ховной точки зрения были обычными людьми, и пе реживания, которые ими владели, были душевными, а не духовными. Но религиозное чувство так или иначе было развито почти у всех, и, не дорастая до высокого безмолвия, выражалось в искренних сло вах. Стихотворение о молитве —еще не молитва, но отражение того настроения, в котором человек го тов молиться. Как камертон, оно настраивает душу на молитвенный лад. Этим русская духовная поэзия особенно ценна для нас, людей новейшего време ни, в духовном отношении немощных и несовер шенных. Религиозное чувство —наивысшая красота. И ко гда поэзия воплощает это чувство, ее впечатление неотразимо. Поэт становится пророком, показыва ющим вершину созерцания, изрекающим глубины знаний и чувств. Поэтому прав Василий Андреевич Жуковский, называя поэзию земной сестрой небес ной религии, светлым маяком, зажженным Самим Создателем, чтобы в сумраке зимы житейской не сбиться нам с пути. Отшельники Фиваиды и Синая устремлялись к Богу путем аскетизма, отрешения от земных со блазнов, путем подавления капризных желаний при хотливой плоти. Поэты следуют к той же великой и святой цели иной дорогой. Они не отрешаются от восхищения и преклонения перед красотами жизни земной, но видят в них не суетную мишуру, а про явление благости и творчества Всемогущего. Они способны видеть красоту добра и уродство зла. Они становятся неутомимыми и самоотверженными ис кателями красоты в поэзии. Но красота окружающе го нас материального мира для поэтов —лишь сту пень к созерцанию иной, потусторонней и духовной красоты. Александр Сергеевич Пушкин был убежден, что «служение музам» требует самоуглубления, которое «не терпит суеты», что поэт —это «сын неба», рож денный Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Лишь те поэты, чье творчество неразрывно связано с созерцанием высших истин, могут надеяться, что их слова, их призывы и веления не угаснут вместе с их уходом в мир иной, но будут жить в сердцах по томков. Труден и тернист творческий путь таких по этов. Им предназначено улавливать в сердцах людей неясные, едва ощутимые звучания, которые порой непонятны даже их носителям, но осознаются ими в дальнейшем уже со слов поэта. Поэт же обязан услышать эти звучания, понять их, отлить в строй ную форму и возвестить мощным колокольным зво ном своего творческого дара. По пути, указанному графом Алексеем Констан тиновичем Толстым: через познание чистых форм земной красоты —к красоте духовной, а от нее —к пределу, к ослепительному сиянию красоты небес ной, следуют многие русские поэты. Многие из них сходны в своей творческой направленности, несмот ря даже на глубокие формальные различия. Служа красоте и совершенствуя дарованный им свыше та лант Слова, русские поэты служат Господу. Чистая красота непременно влечет к возвышен ному, идеальному, небесному. Так, например, про живший много лет вдали от Бога поэт Яков По лонский на закате своих дней, получив религиозное просветление, написал: Жизнь без Христа —случайный сон, Блажен, кому дано два слуха — Кто и церковный слышит звон И слышит вещий голос Духа! Те из нас, кто внимательно вчитывались в русскую классику —поэзию или прозу —поражались обили ем в ней моральных и религиозных мотивов и сю жетов. Действительно, русские поэты, от великих до самых скромных и теперь почти забытых, посвяти ли религиозным темам множество своих произведе ний. Стремление к Богу, ощущение духовного ми ра и божественных основ мироздания —характерны для русской поэзии. Помещаем ниже лишь малую часть богатейшего русского поэтического наследия XVIII-XX веков, посвященного вере и молитве.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz