Коноплева, З. И. «Вперёд, 205-я!..» : [Полярная дивизия] / Зоя Коноплева. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2024. - 330 с., [5] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты. - Киливаевская горка : документально-исторический цикл ; кн. 1).

18 Киливаевская горка. Книга первая Китайские рабочие на строительстве Мурманской железной дороги. 1915. Национальный музей Карелии. Дорога строилась среди болот и лесов, поэтому мало где вообще ме­ ста были пригодны для жизни. Медпункты располагались лишь в редких поселениях и городах - Петрозаводске, Сороке, Кеми, Коле и др. «Посыпались на ребят болезни разные, одна за другой, одна дру­ гой опаснее, мучит их «чахотка карманная», голод... холод... снег по пояс, грязь, вода по колено. Прежнее воодушевление начинает утекать, обратно утекают и многие из нашихребят». Самым сложным и трудным было строительство Средней линии, протянувшейся от Сорокской Бухты до Кандалакши, так как здесь доро­ га прокладывалась по местам бесчисленных болот и скал. 30 октября 1915 г. газета «Таймс» по этому поводу писала: «Встречались бесконечные трудности, которые не в состоя­ нии изменить ни знания, ни человеческая энергия. Преодолевая их, по колено в воде или болотной грязи, среди камней и корней деревьев русские рабочие и инженеры одновременно с двух кон­ цов прокладывают дорогу. Когда всё будет закончено, когда на берегу Ледовитого океана засвистит наконец первый паровоз, Россия будет вправе заявить, что ею ещё раз выполнена тита­ ническая работа; тогда в полной мере оценят железную волю, знания и неутомимую энергию строителей дороги». [5]

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz