Коноплева, З. И. «Вперёд, 205-я!..» : [Полярная дивизия] / Зоя Коноплева. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2024. - 330 с., [5] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты. - Киливаевская горка : документально-исторический цикл ; кн. 1).
18 Киливаевская горка. Книга первая Китайские рабочие на строительстве Мурманской железной дороги. 1915. Национальный музей Карелии. Дорога строилась среди болот и лесов, поэтому мало где вообще ме ста были пригодны для жизни. Медпункты располагались лишь в редких поселениях и городах - Петрозаводске, Сороке, Кеми, Коле и др. «Посыпались на ребят болезни разные, одна за другой, одна дру гой опаснее, мучит их «чахотка карманная», голод... холод... снег по пояс, грязь, вода по колено. Прежнее воодушевление начинает утекать, обратно утекают и многие из нашихребят». Самым сложным и трудным было строительство Средней линии, протянувшейся от Сорокской Бухты до Кандалакши, так как здесь доро га прокладывалась по местам бесчисленных болот и скал. 30 октября 1915 г. газета «Таймс» по этому поводу писала: «Встречались бесконечные трудности, которые не в состоя нии изменить ни знания, ни человеческая энергия. Преодолевая их, по колено в воде или болотной грязи, среди камней и корней деревьев русские рабочие и инженеры одновременно с двух кон цов прокладывают дорогу. Когда всё будет закончено, когда на берегу Ледовитого океана засвистит наконец первый паровоз, Россия будет вправе заявить, что ею ещё раз выполнена тита ническая работа; тогда в полной мере оценят железную волю, знания и неутомимую энергию строителей дороги». [5]
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz