Коноплева, З. И. «Вперёд, 205-я!..» : [Полярная дивизия] / Зоя Коноплева. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2024. - 330 с., [5] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты. - Киливаевская горка : документально-исторический цикл ; кн. 1).
16 Киливаевская горка. Книга первая Оленьи упряжки на строительстве Мурманской железной дороги. 1915. Национальный музей Карелии. По отзыву строительного управления дороги, английские подрядчики оказали «ничтожную помощь», а потому «большую часть работ на се верном участке пришлось оканчивать русскими рабочими». Дорога требовала рабочих рук, строителей везли отовсюду. Из цен тральных губерний России и из Финляндия рабочие в 1915 г. обычно направлялись по железной дороге до Петрограда и дальше на пароходах через Ладожское озеро - Свирь - Онежское озеро в Петрозаводск, Кон допогу и Повенец. Часть рабочих из Петрограда следовала по железной дороге в Архангельск, а потом на пароходах в Сороку, Кемь, Кандалакшу и Колу. Уже в октябре 1915 г. в Поморье начались морозы (до 25 граду сов), и движение пароходов по Белому морю прекратилось. Часть рабо чих и служащих, прибывших в Архангельск с семьями, добиралась на лошадях по побережью Белого моря до ст. Сорокская Бухта, а остальные через Петроград на Улеаборг (ныне - финский город Оулу) и дальше на лошадях и оленях к станции Кандалакша. Постоянно велась вербовка людей в южных губерниях страны. Но их было мало. Потому-то в 1915 г. прислали более 10 тыс. военнопленных, но они плохо переносили северный климат, к началу 1916 г. оставшиеся в живых были эвакуированы. Однако летом 1916 г. было доставлено ещё до 25 тыс. военнопленных, и всё-таки через два-три месяца снова нача лась эвакуация их в центральные районы страны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz