Коноплева, З. И. «Вперёд, 205-я!..» : [Полярная дивизия] / Зоя Коноплева. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2024. - 330 с., [5] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты. - Киливаевская горка : документально-исторический цикл ; кн. 1).

Зоя Коноплева «Вперёд, 205-я!..» 15 С открытием постоянного сообщения с внутренними рынками добыча рыбы, без сомнения, увеличится во много раз и рыбные продукты, представляя собою здоровую и питательную пищу, могли бы находить обширный сбыт среди населения внутрен­ них губерний. Кроме того, железная дорога наМурманский берег, воды кото­ рого круглый год открыты для навигации, делая Россию фак­ тической обладательницей Северного океана в течение всего года, могла бы служить целям нашего военного флота и иметь значение важного стратегического пути». [3] В феврале 1912 г. было учреждено «Общество Олонецкой железной дороги», членами которого состояли русские и французские капитали­ сты. Новая железнодорожная линия должна была связать Петрозаводск с Петербургом через станцию Званка (ныне Волховстрой). В 1912 г. по маршруту Званка - Петрозаводск проводились изыскания, а в 1913 г. на этой трассе лесорубы уже валили деревья, вырубая просеку. Официаль­ ное открытие работ по строительству Олонецкой железной дороги со­ стоялось в Лодейном Поле 13 июля 1914 г. Разразившаяся летом 1914 г. мировая война заставила правительство ускорить строительство железнодорожного пути на Мурман. На заседании Совета Министров от 30 декабря 1914 г. было рас­ смотрено «Высочайшее повеление о скорейшем сооружении пути на Мурман». При утверждении Особого Журнала Совета Министров об ассигновании кредита на постройку железнодорожной линии Петроза­ водск - Сорокская Бухта (ныне - Беломорск), его императорское величе­ ство оставил резолюцию: «Считаю безусловно необходимым в будущем продолжение этой линии на север, до одной из лучших бухт Мурманского побережья». Строительство началось параллельно на нескольких участках. С января по декабрь 1915 г. работы велись на линии Петрозаводск - Со- рокская Бухта и с июня 1915 до мая 1916 гг. - от Кандалакши до станции Семеновской (будущий Романов-на-Мурмане). Железнодорожный путь на линии Сорокская Бухта - Кандалакша сооружался с сентября 1915 по ноябрь 1916 гг. С осени 1915-го работы развернулись на всех участках дороги протяжением 1250 вёрст от Званки до Семеновской. Строительство железнодорожной линии на почти безлюдном Коль­ ском полуострове встретило немало затруднений. Самая северная часть линии протяжённостью 120 вёрст была сдана в подряд группе англий­ ских предпринимателей, не сумевших выполнить свои обязательства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz