Коноплева, З. И. «Вперёд, 205-я!..» : [Полярная дивизия] / Зоя Коноплева. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2024. - 330 с., [5] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты. - Киливаевская горка : документально-исторический цикл ; кн. 1).

повествовании занимает очень важное место как малая родина нашей большой семьи, семьи моего отца Ивана Яковлевича Киливаева. Итак, на Кольский полуостров Яков Ильич приехал из карельского посёлка Ухта (так всегда говорил отец) на заработки предположительно в 1915 г., когда развернулось строительство Мурманской железной до­ роги. Было ему на тот момент 38 лет. Приехал он со своими оленями, на которых и занимался извозом - доставлял на строительство различные грузы. Так дед оказался участником последней стройки царской России. Нам сейчас почти невозможно представить, что ещё в начале ХХ века железнодорожного пути на Север не было, край наш был малооб­ житым, малолюдным, сообщение с этими местами - крайне затрудни­ тельным; транспортные пути проходили, в основном, по воде. Сейчас мы воспринимаем нашу железную дорогу, которая уже давно называется Октябрьской, как что-то само собой разумеющееся. Сколько раз, распо­ ложившись в вагоне современного поезда, глядя на мелькающие за ок­ ном виды, слушая перестук колёс, прихлёбывая горячий чай, ехали мы по своим надобностям. Давно заменены уже те шпалы, которые были привезены дедом на оленьей упряжке и уложены первыми строителя­ ми железнодорожного пути на Мурман, но частичка их великого труда по-прежнему живёт в этой дороге. Поскольку свидетельств о жизни деда сохранилось немного, попы­ таемся понять, каким он был, через эту известную нам страницу его био­ графии. Страницу, надо сказать, очень говорящую. Небольшая зарисовка из истории строительства поможет представить, как это было, в каких условиях пришлось Якову Ильичу осваиваться на новом месте, какой недюжинной стойкостью и выдержкой надо было обладать, чтобы рабо­ тать на этой стройке. Мурманская железная дорога - не только одна из самых северных железнодорожных магистралей (на момент строительства это была са­ мая северная железная дорога), но и одна из самых быстро построенных в России. О значении этой дороги для России очень выразительно сказал ар­ хангельский губернатор А. П. Энгельгардт, в ведении которого тогда на­ ходился и Кольский край: «Северный Ледовитый океан настоятельно нуждается в со­ единении его рельсовым путём с внутренней Россией. Только с проведением этого пути возможна надлежащим образом эксплуатация северных рыбных и звериных богатств, которые могли бы тогда служить для местного населения предметом не случайной, как ныне, а постоянной деятельности. Киливаевская горка. Книга первая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz