Конецкий, В. В. За доброй надеждой : роман-странствие. [В 2 книгах]. Кн. 1, ч. 1-2 / В. Конецкий. – Москва : Терра, 1997. - 349, [2] с. : ил.

Толстый старший механик, отбиваясь веткой ольхи от ко ­ маров, спустился на берег и сразу нашел дохлого лося. Дох­ лый лось лежал в круглой укромной ямке. Стармех тыкал в лося веткой, шкура зверя отставала — он сдох давным-давно. Стармех мучился мыслью, что падаль нельзя употребить на мясо. На другом берегу Свири дымил костерчик. Кто-то там ва ­ рил уху. По исчавканной коровьими копытами болотистой земле прыгали крохотные лягушонки. И такая тишина, такая заброшенность, такой речной покой были вокруг, что, казалось, напряги слух — и услышишь, как молчат в лесах развалины монастырей и почивают в по­ тайных пещерах святые мощи. Дизель-динамо для экономии было вырублено. В каюте коп ­ тила керосиновая лампа. И запах горелого керосина еще боль­ ше обострял ощущение прошлой жизни этой тихой земли. Странно, что именно здесь, на Свири, в Лодейном Поле, был построен шлюп «Мирный» — корабль самого дальнего русского плавания. С борта «Мирного» Михаил Лазарев уви ­ дел берега Антарктиды, натянув тем самым нос Куку. Строил шлюп корабельный мастер Колодкин. Длиной шлюп был в два раза короче нашей самоходки. Лазарев обошел на нем вокруг света в компании и под началом Фаддея Фаддее­ вича Беллинсгаузена. Их не испугали мрачные слова Кука: «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и по­ крытых льдами морях в поисках Южного материка, настоль­ ко велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это уда­ лось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы...» Пятнадцатого января 1820 года шлюп, построенный на бе­ регах тихой Свири, вышел к берегам Антарктиды. И Б ел ­ линсгаузен назвал один из открытых им островов именем Кука. Крузенштерн мог гордиться своим учеником. На месте Лазарева я бы назвал какой-нибудь островок и по имени корабельного мастера Колодкина. «Почти для каждого человека корабль больше, чем какое-ли­ бо другое созданное им орудие, — это некое выражение далеко­ го образа. Корабль — это воплощение мечты, и мечта эта на­ столько захватывает человека, что ни одну вещь на свете он не создает с такой чистотой помыслов... От чувств, которые он вкладывает в свой труд, зависит крепость шпангоутов, проч­ ность киля и правильность выбора и крепления обшивки. В по­ строение корабля человек вкладывает лучшее, что в нем есть, —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz