Конецкий, В. В. За доброй надеждой : роман-странствие. [В 2 книгах]. Кн. 1, ч. 1-2 / В. Конецкий. – Москва : Терра, 1997. - 349, [2] с. : ил.
Но Европе с Азией не повезло, и крупнее всех не повезло Рос сии. Почему, скажем, жители Омска или Иркутска — азиа ты, а, например, туляки — европейцы? Тут сам черт ногу сломит. А ведь, как ни странно, эта путаница имеет большое значение. Сколько веков уже мир ломает голову над тем, что же такое русский характер. Смот рите, что пишет образованный европеец Киплинг: «Постараемся понять, что русский — очаровательный чело век, пока он остается в своей рубашке. Как представитель Востока, он обаятелен. Но когда он настаивает на том, чтобы на него смотрели как на представителя самого восточного из западных народов, а не как на представителя самого запад- 120 ного из восточных, — он является этнической аномалией, с которой чрезвычайно трудно иметь дело. Хозяин никогда не знает, с какой природой гостя он имеет дело в данную ми нуту». Представляете, какой ребус получился для европейских мозгов из-за того, что древние старцы провели границу между Европой и Азией по Уральскому хребту? Бедняге Киплингу приходится иметь дело уже не с русскими людьми, а с «эт ническими аномалиями». Посмотрим, к чему приходит автор нашей любимой детской книжки «Маугли» дальше. Итак, он считает нас азиатами и пишет: «В Азии слишком много Азии, она слишком стара. Вы не можете исправить женщину, у которой было много любовни ков, а Азия была ненасытна в своих флиртах с незапамятных времен. Она никогда не будет увлекаться воскресной школой и не научится голосованию иначе, как с мечом в руках». Голосовать без мечей мы давно научились. Воскресная школа действительно у нас не привилась и яв ляется, по моему глубокому убеждению, символом скуки и ханжества. Но при чем здесь женщина, у которой много лю бовников, я , хоть тресни, понять не могу. Ах, не надо, не надо было отделять Азию от Европы услов ной линией! Так неприятно читать глупости у хорошего пи сателя. Однако не следует упускать из виду, что и азиаты совсем не торопятся признавать нас своими. Таким образом, мы по висаем в середине. Сидим, в некотором роде, между двух стульев. Ну и что? Что тут плохого? Славянофилы и западники крушили друг друга несколько десятков лет — царствие им небесное и вечный покой, избави их, господи, от вечных мук! А что от этого взаимного сокру- шительства стало яснее?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz