Конецкий, В. В. За доброй надеждой : роман-странствие. [В 2 книгах]. Кн. 1, ч. 1-2 / В. Конецкий. – Москва : Терра, 1997. - 349, [2] с. : ил.
— А что самое хорошее? Он ответил не сразу, обдумывая, а пока сам задал мне не сколько вопросов из подводного сигналопроизводства: «Дер нуть, потрясти, дернуть»? «Дернуть, потянуть, дернуть»? Он был инструктором-водолазом, а я путал «потрясти» и «потянуть». Вот он и тренировал меня в разговорах. В школах он читал детишкам лекции о необходимости со единения акваланга с океанографической наукой. Особенно убедительным примером пользы такого соединения был рас сказ о неизвестных существах, которые хотят узнать нечто о людях и спускают на Невский проспект из космоса сеть. Про хожие видят сеть над головой, разбегаются, прячутся, бросают по дороге галоши и окурки. И вот только эти-то галоши и окурки попадают в сеть неизвестных существ. И неизвестные существа ничего о нашей жизни узнать не могут. Вот если б они сами спустились на дно воздушного океана, на дно земной атмосферы, то другое было бы дело. Отсюда: если человек хо чет узнать море, он должен в него спуститься и пожить в нем. — Ну а что кроме пользы науке влечет в воду? — допы тывался я. Он объяснил, что в воде все особенное. Вода даже плохое превращает в хорошее. Он, оказалось, ругается сам часто, но не любит слышать ругань других. И был такой случай. Они ставили на глубине мачту для приборов. Под Бурна- шевым работали двое ребят, им тяжело доставалось, они ру гались. И мимо него поднимались из глубины матерные слова вместе с пузырьками воздуха. А он мат и не слышал, замечал только чудесный хрустальный звон от пузырьков. Я поинтересовался: как могло случиться, что он слышал только хрустальный звон, но знает, что ребята ругались? Он согласился, что здесь есть некоторое противоречие. Тог да я рассказал, что давно размышляю о длинности нашего языка, о неизбежности сокращения сложных слов и оборотов. Слова уже делаются путами на ногах мыслей, приходят в противоречие с сегодняшними скоростями. И появляется не обходимость в профессиональных кодах. Послушайте звукозапись старых, военного времени радиопе реговоров в танковом бою или схватке истребителей в воздухе. Здесь лишнее слово подобно смерти в прямом смысле. И непо священному кажется, что беспрерывный мат в шлемофонах — лишние, рожденные волнением, напряжением, страхом слова. Но это не так. Матерная ругань для тренированного уха — тончайший код. От простой перестановки предлога до богатей ших интонационных возможностей — все здесь используется для передачи информации. В информацию входит даже эмо циональное и психическое состояние того, кто ее передаст.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz