Конецкий, В. В. Вытрезвитель мифов : [избранное] / Виктор Конецкий. - Москва : Аграф, 1996. - 437, [2] с. : портр.
— А мы решили повернуть, значить! — объяснял мне Фомич. — Топлива-то у нас мало, если кончится, то это уже аварией считаться будет! И потом, значить, стойки у каравана всего в три доски — боюсь, они лоп нут! Где позади спрячемся от ветра — переждем, зна чить, шторм!.. Радиограмму о повороте на обратный курс он дал с объяснением одной причины: «нехватка топлива» — удар по Ушастику! Это механик не запасся топливом, а он, Фома Фомич Фомичев, туг где-то сбоку припека! Облака крутились в зените над судном, как собаки за своими хвостами, — нехороший признак. Но мне нечего было на мостике делать, ибо, как я и го ворил, на судне один капитан — был, есть и, даіі бог, бу дет всегда один. И я собраіся идти досыпать в каюту, хо тя под ложечкой сосало. Старпом доложил о встречном судне, и Фомич заметал ся по мостику. Навстречу спокойно шел «Пермьлес». — Право на борт! — заорал Фома Фомич. И мое соса ние под ложечкой сменилось чистой воды страхом. Не тем, о котором когда-то предуведомлял меня капитан и писатель Юрий Дмитриевич Клименченко, а живым, жи вотным страхом — от слова «живот», но не в смысле «жизнь», а в том смысле, что живот поджимало. Рулевой мигом скатал руль на борт, и мы стати лагом к волне и повалились на левый борт. А я подумал о том, что пора Фомича вязать маниль ским тросом, если я хочу еще увидеть родные берега. Понимаете ли, на лесовозе, покидающем порт без крена, но с некачественно уложенным пилолесом в па кетах, под воздействием целого букета внешних и внут ренних сил груз за счет пустот начинает смещаться в сторону подветренного борта, уплотняясь на одном борту и создавая небольшой постоянный крен. Замед ленный и малоприметный на общей качке, этот про цесс в какой-то момент может принять лавинообраз ный характер — чем больше крен, там активнее проис ходит заполнение пустот и уплотнение каравана и его смещение на один борт. При значительных углах крена палуба со стороны подветренного борта начинает ухо дить в воду, пилолес с этого борта в караване намокает, становится тяжелее и еще больше увеличивается крен. Наконец, часть палубного каравана смещается за габа риты судна, и оно оказывается в критическом положе !! 3 u k .ii 2246 321
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz