Конецкий, В. В. Вытрезвитель мифов : [избранное] / Виктор Конецкий. - Москва : Аграф, 1996. - 437, [2] с. : портр.

засмеяться и, вообще, изобразить бодренького участника коллективной шутки, который, мол, и свой грешок пони­ мает, и ничего против затейников не имеет. Но вдруг схватился за живот и, не спросив разрешения, покинул рубку. В методических рекомендациях судовым врачам «Пси­ хогигиена и психопрофилактика» (только для медиков!) написано: «Большую роль в структуре значимых переживаний плавсостава играет фактор повышенной готовности на случай авральных и аварийных ситуаций. Различные ка­ тегории моряков по-разному реагируют на такие ситуа­ ции. Опытные моряки побеждают и не показывают свой страх, напряжение и даже бравируют этим. После ликви­ дации опасности отмечаются аффективные и вегето-сосу- дистые реакции: общее возбуждение, повышенная двига­ тельная активность, многословность, расторможенность. Молодые моряки при аварийных ситуациях заметно бледнеют, пугаются и теряются. После аварии бывают подавлены и заторможены». Наш Степан Разин пошел ненаучным путем — его при­ хватила медвежья болезнь. А все-таки, подумалось мне, не стоит Фомичу забывать, что слабый человек типа Спиро Хетовича всегда полон злобной мстительности. Чужое превосходство он спосо­ бен долго переносить и терпеть с приятной даже миной на лице, но и с миной за пазухой, ожидая чужого прома­ ха с выдержкой рыси. Арнольд же Тимофеевич не может не ощущать, что он и Фома Фомич далеко не одного по­ ля ягодки. Через десяток минут подвалил к правому борту «Мери­ диан», лоцмана пожелали нам традиционного «Счастли­ вого плавания!», принять рюмку отказались и в какой-то стеснительно-тоскливой тишине, нарушаемой журчанием и бульканьем воды между бортом «Меридиана» и бортом «Державино», полезли по штормтрапу в темноту Енисея. Пожалуй, лоцманская работа дает не меньше возмож­ ностей изучать людскую натуру и жизнь во всех ее спект­ рах — от черного до белого и от инфракрасного до ульт­ рафиолетового, нежели в милиции Игарки. Подумаііте, сколько судов проведет за жизнь лоцман, и на каждом своя атмосфера, свои чудаки, мудрецы, дураки, добряки, мерзавцы; сколько сценок, одноактных пьес и полномет­ ражных спектаклей видит лоцман. И именно в роли от­ 317

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz