Конецкий, В. В. Вытрезвитель мифов : [избранное] / Виктор Конецкий. - Москва : Аграф, 1996. - 437, [2] с. : портр.

И Полунин вторично подошел к месту аварии «Аргуса». И мы хорошо представляли себе состояние капитана, ко­ торый подводил свой здоровенный, в полном грузу теп­ лоход к рифовому барьеру фактически без карты, чтобы точно разглядеть, что там за шлюпка мечется на волнах и кто в ней; И только когда разглядел, дал «полный назад» и вытер лоб... Мы спасли тогда людей с «Аргуса», и вах­ тенный штурманец «Невеля» со свойственной ему легко­ мысленной манерой объявил по трансляции: «Членам экипажа бывшего спасательного судна «Аргус» пригото­ виться к пересадке на теплоход «Короленко»! В книге «Среди мифов и рифов» я, описывая грустную историю «Аргуса», убрал из объявления легкомысленного штурманца слово б ы в ш е г о . Оно, конечно, точное, но звучит не по-морски. Если есть экипаж, значит, все еще существует и судно. Вот если судно погибло со всем экипажем, то тут уж действительно оно «бывшее». Из письма старого дальневосточного моряка: «Пред­ принятое в дальнейшем обследование остатков «Аргуса» показало, что судно конструктивно разрушено, и снятие его с рифов признали нецелесообразным. Пострадал в основном капитан Быков, получил восемь лет, отсидел половину, выпустили; но обратно в пароходство не взя­ ли; где он сейчас, не знаю. Старпома и второго тогда уволили из пароходства с лишением дипломов на год». Не очень суеверный я человек, но есть все-таки муд­ рость или тайна в старинных морских традициях. Имею в виду запрет называть новые суда именами погибших. Не успел «Аргус» окончательно развалиться на рифах Каргадоса, как уже его именем назвали новый мощныіі спасатель во Владивостоке. А не успел этот новый спаса­ тель сделать первый рейс, как погиб теплоход «Тикси» — тот самый, который тащил когда-то на буксире бывший «Аргус». История эта настолько трагическая и столько в ней совпадений и всяческих пересечений, что напиши такой рассказ, и все в один голос скажут, что автор наверчивает трагизм сверх всякой художественной меры. Когда «Тикси» буксировал «Аргус», капитаном был Бойко: «...связь «Короленко» поддерживаем. Он 09.00 МСК должен быть месте аварии «Аргуса». При получе­ нии ясности немедленно информирую т/х «Тикси». КМ Бойко». Когда «Тикси» погиб недалеко от Японии, командовал теплоходом уже другой капитан, но вторым помощником 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz