Конецкий, В. В. Вытрезвитель мифов : [избранное] / Виктор Конецкий. - Москва : Аграф, 1996. - 437, [2] с. : портр.

Два долгих гудка впереди, отсчет секунд, рев своего гуд­ ка —тоже два длинных... Туман на стекле окон в рубке конденсируется в круп­ ные капли. Скорость умеренная, и потому капли не сду­ вает и не расплющивает встречный ветер... — От горшка два вершка, а гудит басом, — говорит Рублев о встречном гидрографе. Он говорит детским, со­ пливым голосом Рины Зеленой. Арнольд Тимофеевич: — Мы в тридцать девятом вместо радиолокатора ис­ пользовали эхо. Идешь у берегов в тумане и гудишь, а сам на мостике с секундомером. Так всю вахту и ды­ шишь на крыле свежим воздухом. Аппетит потом пре­ красный. И для легких полезно — я до сих пор не каш­ ляю. С радарами этими пошлыми и не дышит никто све­ жим воздухом, сигареты только смолите... Меня настырно тянет увидеть в тумане огни встречного судна. Не нужны они мне, а тянет. И даже определенное усилие над собой делаю, чтобы сказать: — Еще пятнадцать право! Существует старая морская приговорка: «Стоп! — себе думаю, а за телеграф не берусь!» Корявость оборота намеренная. Так звучит по-одесски, смешнее: «себе думаю». Смысл же большой. Человек по­ нимает, что надо остановить движение, чтобы избежать уже очевидной опасности, но не берется за телеграф, не останавливает движения. Почему? Огромность массы судового двигателя вызывает и ог­ ромные перенапряжения при резкой остановке его и пе­ реводе на обратное движение. И ты испытываешь дурац­ кую стеснительность перед дизелем и перед механиком. И стараешься избежать опасного сближения со встреч­ ным судном только изменением курса. При хорошей видимости и достаточной свободе для ма­ невра это вполне логично. При плохой видимости и наличии радаров отмечаются случаи парадоксального поведения судоводителей. Капитан Бухановский исследовал шестнадцать случаев документально зафиксированных судовых аварий-стол­ кновений. «Создается впечатление, — пишет он, —что некоторые судоводители как бы искали близкой встречи, как будто не существует никакой разницы между условиями рас­ хождения в тумане при радиолокационном наблюдении и 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz