Конецкий, В. В. Вытрезвитель мифов : [избранное] / Виктор Конецкий. - Москва : Аграф, 1996. - 437, [2] с. : портр.
Два долгих гудка впереди, отсчет секунд, рев своего гуд ка —тоже два длинных... Туман на стекле окон в рубке конденсируется в круп ные капли. Скорость умеренная, и потому капли не сду вает и не расплющивает встречный ветер... — От горшка два вершка, а гудит басом, — говорит Рублев о встречном гидрографе. Он говорит детским, со пливым голосом Рины Зеленой. Арнольд Тимофеевич: — Мы в тридцать девятом вместо радиолокатора ис пользовали эхо. Идешь у берегов в тумане и гудишь, а сам на мостике с секундомером. Так всю вахту и ды шишь на крыле свежим воздухом. Аппетит потом пре красный. И для легких полезно — я до сих пор не каш ляю. С радарами этими пошлыми и не дышит никто све жим воздухом, сигареты только смолите... Меня настырно тянет увидеть в тумане огни встречного судна. Не нужны они мне, а тянет. И даже определенное усилие над собой делаю, чтобы сказать: — Еще пятнадцать право! Существует старая морская приговорка: «Стоп! — себе думаю, а за телеграф не берусь!» Корявость оборота намеренная. Так звучит по-одесски, смешнее: «себе думаю». Смысл же большой. Человек по нимает, что надо остановить движение, чтобы избежать уже очевидной опасности, но не берется за телеграф, не останавливает движения. Почему? Огромность массы судового двигателя вызывает и ог ромные перенапряжения при резкой остановке его и пе реводе на обратное движение. И ты испытываешь дурац кую стеснительность перед дизелем и перед механиком. И стараешься избежать опасного сближения со встреч ным судном только изменением курса. При хорошей видимости и достаточной свободе для ма невра это вполне логично. При плохой видимости и наличии радаров отмечаются случаи парадоксального поведения судоводителей. Капитан Бухановский исследовал шестнадцать случаев документально зафиксированных судовых аварий-стол кновений. «Создается впечатление, — пишет он, —что некоторые судоводители как бы искали близкой встречи, как будто не существует никакой разницы между условиями рас хождения в тумане при радиолокационном наблюдении и 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz