Конецкий, В. В. Вчерашние заботы : [повесть] / В. В. Конецкий. - Москва : Вече, 2013 (макет 2014). - 445, [2] с.

Однако не след забывать о двух коэффициентах, которые, как и все вообще постоянные величины, по своей сути пришей кобыле хвост, потому что выведены и введены в формулу общественной жиз­ ни чисто эмпирическим путем, путем подбора и случайного на них натыкания, а не логическим путем; но эти коэффициенты все-гаки существуют. Я имею в виду любовь и привычку. Первая является как бы ньютоновской, как бы частным и редким случаем всеобщей эйнштейновской Привычки. Из народной мудрости известно, что привычка — вторая натура. Лермонтов заметил, что для большинства она при этом и единствен­ ная. Это-то и спасает большинство: наш нос способен адаптировать­ ся к запаху чужого пота и перестат ь замечать этот запах, если мы нюхаем достаточно долго. А меньшинство спасается через любовь. В случае любви мы получаем удовольствие даже от запаха пога свое­ го любимого. В первом случае мы с чистой совестью лжем ближнему иногда даже целые века. И только во втором случае мы вообще не лжем. Итак, чтобы существовать без лжи, нам необходимо любить абсолют­ но всех ближних. Но мы точно знаем, что такое невозможно. Значит, ложь есть полная и абсолютная необходимость? Нет! Вот здесь-то мы и обнаруживаем самое удивительное! Оказыва­ ется, что за тысячелетия лжи как основы основ нашего существова­ ния мы так и не смогли полностью адаптироваться к ней! Человек не способен лгать вечно, черт бы его, человека, побрал! В какой-то момент мы вдруг ляпаем: «Эй! Ты! Болван нечесаный! Иди помойся! И перестань чавкать, осел!..» И ведь знаем, что этот «болван нече­ саный» нам дорого станет, но не можем мы лишить себя такого удо­ вольствия: хоть на миг перестать лгать и выстрелить из себя то, что на самом деле чувствуем. И вот гигант самообмана и воли, требовательный воспитатель всеобщей любви, создатель даже новой религии, художественный ге­ ний — Лев Николаевич — ничего с собой поделать не может, кричит на весь мир и космос, что жена Софья Андреевна — старая ведьма, и бежит от нее в белый свет, как в копеечку, и умирает на полустанке. Вот ведь какой анекдот! И твердо, неколебимо понимаем, что лживое терпение — основа общения и мира. И в то же время не испытываем большего наслаждения, нежели при врезании ближнему прямо между глаз правды-матки. Оказывается, и мы и камень одинаково должны расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении; оказыва­ 356

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz