Конецкий, В. В. Вчерашние заботы : [повесть] / В. В. Конецкий. - Москва : Вече, 2013 (макет 2014). - 445, [2] с.

Навстречу спокойно шел «Пермьлес». — Право на борт! — заорал Фома Фомич. И мое сосание под ложечкой сменилось чистой воды страхом. Не тем, о котором когда- то предуведомлял меня капитан и писатель Юрий Дмитриевич Кли- менченко, а живым, животным страхом — от слова «живот», но не в смысле «жизнь», а в том смысле, что живот поджимало. Рулевой мигом скатал руль на борт, и мы стали лагом к волне и повалились на левый борт. А я подумал о том, что пора Фомича вязать манильским тросом, если я хочу еще увидеть родные берега. Понимаете ли, на лесовозе, покидающем порт без крена, но с нека­ чественно уложенным нилолесом в пакетах, под воздействием целого букета внешних и внутренних сил груз за счет пустот начинает сме­ щаться в сторону подветренного борта, уплотняясь на одном борту и создавая небольшой постоянный крен. Замедленный и малоприметный на общей качке, этот процесс в какой-то момент можег принять лави­ нообразный характер — чем больше крен, тем активнее происходит за­ полнение пустот и уплотнение каравана и его смещение на один борт. При значительных углах крена палуба со стороны подветренного борта начинает уходить в воду, иилолес с этого борта в караване намокает, становится тяжелее и еще больше увеличивает крен. Наконец, часть палубного каравана смещается за габариты судна, и оно оказывается в критическом положении. Здесь даже рекомендуется не ожидать, когда лопнут крепления и караван самодеятельно уйдет за борт, а отдавать найтовы самому, чтобы сбросить часть груза, вернуть судну остойчи­ вость и сохранить само судно и основную часть груза. Вот что такое «недостаточно плотно уложенный пиломатериал». И вот почему меня прихватило таким страхом, что я подумал, не пора ли Фомича вязать манильским тросом, если я еще хочу увидеть родные берега. Без всяких шуток в голове мелькало разное на эту тему. Но я все-таки неторопливо и членораздельно объяснил ему, что встречное судно идет в бейдевинд волне и отлично управляется, что нас всего двое на все Карское море и потому мы найдем место, где разойтись. — Он у нас на курсе! На курсовой! Смотрите радар! — заорал Фомич. — Ну и черт с ним! — заорал я.— Оставьте его в покое! Скажи­ те по радиотелефону, что мы плохо управляемся, — вот и все! 315

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz