Конецкий, В. В. Вчерашние заботы : [повесть] / В. В. Конецкий. - Москва : Вече, 2013 (макет 2014). - 445, [2] с.

Все собрались возле костра и сумерничали часа полтора, пока этот проклятый вельбот прибыл. Знаю, что «сумерничать» обозначает сидеть без огня, в ожида­ нии темноты, и подремывать. Мы сидели с огнем, ожидали вельбот и не дремали, но больно уж к месту слово. Было как-то по-деревенски просто все: и окружающий мир был прост, и мир был в душе каж­ дого. Зато на судне я взял у артельщика банку мясных консервов и со­ жрал ее в каюте с такой жадностью, урчанием и чавканьем, с каким белые медведи жрут тюленью печенку. Вот тебе и отсутствие жадно­ сти к еде у тонкого интеллектуала и лирика. Бруснику отдал Анне Саввишне. За время моего отсутствия она вымыла и выскребла мое жилище. Вызывает уважение стойкость, с которой тетя Аня отказывается от эксплуатации пылесоса и другой техники: «Можно и тряпкой да метлой чистоту и блеск навесть, коль ты женщина чистоплотная...» Четыре часа одиночества в лесу и на берегу реки сработали, как сто лет в замечательном романе Габриэля Гарсиа Маркеса. И букет из веточек осенней флоры навевал мне этим тихим вече­ ром мелодии старинных русских романсов. Под эти мелодии я раздумывал о том, что все наши понятия за­ кованы в слова. А от каждого слова падает столько теней, полутеней, световых бликов и столько звучит в бесконечности мелодий и полу­ тонов, сколько элементарных частиц во Вселенной. Если мы смиряемся с тем, что никогда не узнаем цель нашего прихода в мир и ухода из него, то приходится смириться и с просто­ той рассказа классиков, ибо невозможно вылезти из самого себя, не став смешным и наглым, то есть негармоничным. Это отчетливо, как мне кажется, понимал и всегда помнил Чехов. Отсюда его тихая усмешка Моны Лизы. Ведь если автор не сопровождает художественный показ жиз­ ни своими внятными комментариями, то он в какой-то степени сознательно играет в загадывание шарад читателю. Это внешне углубляет произведение, ибо все мы любим отгадывать и любая необходимость отгадывания усиливает заинтересованность, но в то же время получается сознательная заданность и использование чем-то нечестного приема со стороны автора. Это одно из тех про­ 254

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz