Конецкий, В. В. Вчерашние заботы : [повесть] / В. В. Конецкий. - Москва : Вече, 2013 (макет 2014). - 445, [2] с.
Никогда не бывает так вкусен обыкновенный растворимый кофе, как туманным, зябким, ночным полярным часом в рубке лесовоза. Расходимся с гидрографическим судном. Все обычно, все гак, как было тысячи раз: экран радара, круги дальности, зеленая отмет ка, бритвенная черточка визира... Два долгих гудка виереди, отсчет секунд, рев своего гудка — тоже два длинных... Туман на стекле окон в рубке конденсируется в крупные капли. Скорость умеренная, и потому капли не сдувает и не расплющивает встречный ветер... — От горшка два вершка, а гудит басом, — говорит Рублев о встречном гидрографе. Он говорит детским, сопливым голосом Рины Зеленой. Арнольд Тимофеевич: — Мы в тридцать девятом вместо радиолокатора использовали эхо. Идешь у берегов в тумане и гудишь, а сам на мостике с секундо мером. Так всю вахту и дышишь на крыле свежим воздухом. Аппетит потом прекрасный. И для легких полезно — я до сих пор не кашляю. С радарами этими пошлыми и не дышит никто свежим воздухом, си гареты только смолите... Меня настырно тянет увидеть в тумане огни встречного судна. Не нужны они мне, а тянет. И даже определенное усилие над собой делаю, чтобы сказать: — Еще пятнадцать право! Существует старая морская приговорка: «Стоп! — себе думаю, а за телеграф не берусь!» Корявость оборота намеренная. Так звучит по-одесски, смешнее: «себе думаю». Смысл же большой. Человек понимает, что надо оста новить движение, чтобы избежать уже очевидной опасности, но не берется за телеграф, не останавливает движения. Почему? Огромность массы судового двигателя вызывает и огромные пе ренапряжения при резкой остановке его и переводе на обратное дви жение. И ты испытываешь дурацкую стеснительность перед дизелем и перед механиком. И стараешься избежать опасного сближения со встречным судном только изменением курса. При хорошей видимости и достаточной свободе для маневра это вполне логично. При плохой видимости и наличии радаров отмечаются случаи па радоксального поведения судоводителей. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz