Конецкий, В. В. В сугубо внутренних водах : повести / Виктор Конецкий. - Москва : Современник, 1982. - 589, [2] с.
уже аварией считаться будет! И потом, значить, стойки у каравана всего в три доски — боюсь, они лопнуті Где по зади спрячемся от ветра — переждем, значить, шторм!.. Радиограмму о повороте на обратный курс он дал с объ яснением одной причины: «нехватка топлива» — удар по Ушастику! Это механик не запасся топливом, а он, Фома Фомич Фомичев, тут где-то сбоку припека! Облака крутились в зените над судном, как собаки за своими хвостами, — нехороший признак. Но мне нечего было на мостике делать, ибо, как я и говорил, на судне один капитан — был, есть и, дай бог, бу дет всегда один. И я собрался идти досыпать в каюту,хотя под ложечкой сосало. Старпом доложил о встречном судне, и Фомич заметал ся по мостику. Навстречу спокойно шел «Пермьлес». — Право на борт !— заорал Фома Фомич. И мое соса ние под ложечкой сменилось чистой воды страхом. Не тем, о котором когда-то предуведомлял меня капитан и писатель Юрий Дмитриевич Клименченко, а живым, животным с тра хом — от слова «живот», но не в смысле «жизнь», а в том смысле, что живот поджимало. Рулевой мигом скатал руль на борт, и мы стали лагом к волне и повалились на левый борт. А я подумал о том, что пора Фомича вязать маниль ским тросом, если я хочу еще увидеть родные берега. Понимаете ли, на лесовозе покидающем порт без кре на, но с некачественно уложенным пилолесом в пакетах, под воздействием целого букета внешних и внутренних сил груз за счет пустот начинает смещаться в сторону под ветренного борта, уплотняясь на одном борту и создавая небольшой постоянный крен. Замедленный и малопримет ный на общей качке, этот процесс в какой-то момент может принять лавинообразный характер — чем больше крен, тем активнее происходит заполнение пустот и уплотнение каравана и его смещение на один борт. При значительных углах крена палуба со стороны подветренного борта начи нает уходить в воду, пилолес с этого борта в караване намокает, становится тяжелее и еще больше увеличивает крен. Наконец, часть палубного каравана смещается за га бариты судна, и оно оказывается в критическом положе нии. Здесь даже рекомендуется не ожидать, когда лопнут крепления и караван самодеятельно уйдет за борт, а от давать найтовы самому, чтобы сбросить часть груза, вернуть судну остойчивость и сохранить само судно и основную 553
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz