Конецкий, В. В. В сугубо внутренних водах : повести / Виктор Конецкий. - Москва : Современник, 1982. - 589, [2] с.

дело и она не допустит непосвященных в круг их ин­ тима. «Ну, лысина у меня еще не стопроцентная,— подумал Фома Фомич,— а корни еще такие ядреные, что мне бы вас двух и на один вечер не хватило, кабы я себя из рук выпустил...» И это не были пустые мыслительные похвальбы, а абсолютная истина — корни у Фомича еще ядрились на полный ход. Но в данный момент он почему-то чувствовал необходимость и пользу держать себя с ободранной ког­ тем девицей этаким папашей. Какой-то инстинкт подска­ зывал ему такую форму поведения. Этот «какой-то ин­ стинкт» в Фоме Фомиче был звериной силы и спасал его всю жизнь от лишних неприятностей. Иногда спросит сосед по самолету или по купе: «Вы кто по профессии?» А Фомич вдруг: «Счетоводом я, мил человек, в совхозе». И сам не знает, почему он в данном разе не похвастался и не сказал: «Капитан я, мил чело­ век, дальнего плавания!» И вот потом оказывается, что сосед-то собирался его на какую-нибудь роскошную про­ вокацию дернуть — на очко или преферанс,— а как услы­ шал «счетовод из совхоза», так сразу и пересел к другому пассажиру, который с двумя институтскими значками на пиджаке в талию. Этот звериной силы инстинкт или внутренний голос опять же роднил Фомича с Сократом. С той загадочной особенностью великого философа, которая в сократиче­ ской литературе обозначается термином «демонион» (то есть демон). К демониону Сократ, как и Фомич, имел обыкновение прислушиваться еще с детства, и демонион д аже в маловажных случаях удерживал его от непра­ вильных поступков, никогда (что в случае Фомы Фомича Фомичева особенно важно ), однако, не склоняя философа к чему-либо совсем уж определенному. В частности, как всем известно, внутренний голос воспрещал Сократу з а ­ ниматься политической деятельностью. В последнем слу­ чае мы опять видим схожесть Фомы Фомича с Сократом, ибо капитану Фомичеву тоже хватало ума не залезать далеко даже в пароходскую политику. Фома Фомич пошел делать этакого «папашу» именно потому, что сидел в нем сатир, но сидел в глубоком подполье, загнанный в погреб социальными установ­ ками и служебным положением. Девица же сильно дей­ ствовала прелестями — произошло какое-то прямое попа­ дание ее коленок в сатирический центр Фомича — вот 293

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz