Конецкий, В. В. В сугубо внутренних водах : повести / Виктор Конецкий. - Москва : Современник, 1982. - 589, [2] с.

Глава девятая, год 1962 В е т о ч к а и Н и т о ч к и н 1 Истерическое жужжание одинокой мухи нарушало ти­ шину зала Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щед­ рина в Ленинграде. «...Часто появляются произведения, выражающие густое, плотоядное, плотское жизнеощущение,— писала Веточка, беспрерывно думая о мухе, р а здражаяс ь все больше и боль­ ше тем, что никто не хочет встать и прикончить муху,— Причем эти произведения часто надуманные, пустые внутри. Если художник сам не пережил полноту жизненной радо­ сти, жизненных ощущений, но пишет обильные натюрмор­ ты, тучные земли и тучные бедра, то...» — «Что за ерунду я пишу?— подумала Веточка.— Когда сдохнет эта муха? Неужели я никогда не закончу статью? И хорошо бы здесь ввернуть о мифологической сущности искусства, особенно литературы. Миф — аккумулированный опыт предков. Соз­ дать новый сюжет — создать новый миф. А современное искусство разла гает на кусочки старые мифы. Это, конечно, делает не наше, а западное искусство... Нет, сюда не вле­ зет»,— решила Веточка и набросала на полях рукописи женский профиль. Через неделю статью надо было сдавать. Все сотрудники музея раз в год должны были сочинить по статье. Веточка обвела профиль на полях рамкой и написала: «Портрет». «Дома нельзя вешать хорошие портреты,— подумала она.— Дома можно вешать какие-нибудь пейзажи. Хороший пей­ з аж успокаивает, д аже если видишь его каждый день... А хороший портрет — тревожит. Рано или поздно он начи­ нает тревожить, и мерещится всякая чертовщина. Челове­ ческое лицо — жуткая штука. Мы редко смотрим в лица друг друга подолгу. Нет условий и неудобно. Мы долго смотрим только на лица умерших или на портреты. И те и другие — неподвижны. Отсюда и жуть. Сколько написано разных сумасшедших рассказов о портретах!.. Пушкин ри­ совал на полях маленькие женские ножки. Теперь размер не играет роли, теперь главное — коленки. Раньше из-под юбки торчали туфельки. Они волновали мужчин... Пушкин был смелый, очень смелый, мужественный. Мужество — главная черта человечества. Ибо жить, имея разум, зная, 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz