Конецкий, В. В. Соленый лед / Виктор Конецкий ; Мор. лит.-худож. фонд им. Виктора Конецкого. - Санкт-Петербург : NIKA, 2008. - 333, [2] с. : портр.

километра воды и голубь еще ни разу никуда не летал, этот ковчег обязательно бы нашел риф и распорол бы себе днище. И мы бы так и остались без зверей на веки вечные. Но это еще только о «морской интуиции» и штурманском самолюбии. А каждое порядочное государство имеет на воен­ ном флоте свои святые традиции. Морская традиция — вещь чрезвычайно сложная, уходящая в глубь веков и до того уже на каждом флоте запутанная, что даже знатоки иногда чешут за­ тылки не одну неделю. Святыни флагов, вымпелов и торже­ ственных салютов, церемонии прибытия и убытия адмиралов, сигналы побудок и способы мытья палубы —все эти вещи так усваиваются организмом настоящего моряка, что передаются по наследству. Мне так хочется чем-нибудь помочь морякам с объединенных кораблей НАТО, что я посоветую им заняться историей моей родины. Ведь западным политикам и в голову не приходит, что волею небес в России два века назад уже существовали смешан­ ные экипажи. И посмотрите, что из этого получилось. Перенесемся в июль 1725 года на кронштадтский рейд, на эскадру генерал-адмирала графа Апраксина. Адмирал этот, по выражению профессора Ключевского, был самым сухопутным из всех возможных, однако большой хлебосол. Российский флот, по выражению того же профессора, «донашивал гангутские паруса», а отличался от других флотов большим количеством адмиралов. Он и сейчас этим отличается —по традиции. Итак, граф имел свой флаг на семидесятишестипушечном ко­ рабле «Св. Александр». Независимо от флага генерал-адмирала на эскадре развева­ лись еще два адмиральских флага: вице-адмирала Вильстера на корабле «Леферм» и контр-адмирала Сандерса на корабле «Неп- тунус». Наконец, на корабле «Св. Александр» кроме его коман­ дира немца Лоренца сидел его капитан-командор англичанин Бредель. Британец должен был, согласно своему чину, командо­ вать бригадой, то есть двумя-тремя кораблями, но их для него не хватило, и, таким образом, у «Св. Александра» оказалось на борту трое начальников: сам Апраксин —русский генерал-адми- рал, англичанин капитан-командор Бредель и непосредственный командир корабля немец Лоренц. Учитывая португальское происхождение контр-адмирала Сан­ дерса и датское происхождение вице-адмирала Вильстера, вы 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz