Конецкий, В. В. Соленый лед / Виктор Конецкий ; Мор. лит.-худож. фонд им. Виктора Конецкого. - Санкт-Петербург : NIKA, 2008. - 333, [2] с. : портр.

веткой, шкура зверя отставала —он сдох давным-давно. Стармех мучился мыслью, что падаль нельзя употребить на мясо. На другом берегу Свири дымил костерчик. Кто-то там варил уху. По исчавканной коровьими копытами болотистой земле пры­ гали крохотные лягушонки. И такая тишина, такая заброшенность, такой речной покой были вокруг, что, казалось, напряги слух — и услышишь, как молчат в лесах развалины монастырей и почивают в потайных пещерах святые мощи. Дизель-динамо для экономии было вырублено. В каюте коп­ тила керосиновая лампа. И запах горелого керосина еще больше обострял ощущение прошлой жизни этой тихой земли. Странно, что именно здесь, на Свири, в Лодейном Поле, был построен шлюп «Мирный» — корабль самого дальнего русского плавания. С борта «Мирного» Михаил Лазарев увидел берега Антарктиды, натянув тем самым нос Куку. Строил шлюп корабельный мастер Колодкин. Длиной шлюп был в два раза короче нашей самоходки. Лазарев обошел на нем вокруг света в компании и под началом Фаддея Фаддеевича Бел­ линсгаузена. Их не испугали мрачные слова Кука: «Риск, связан­ ный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках Южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проник­ нуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут нахо­ диться на юге, никогда не будут исследованы...» Пятнадцатого января 1820 года шлюп, построенный на бере­ гах тихой Свири, вышел к берегам Антарктиды. И Беллинсгаузен назвал один из открытых им островов именем Кука. Крузенштерн мог гордиться своим учеником. На месте Лазарева я бы назвал какой-нибудь островок и по имени корабельного мастера Колодкина. «Почти для каждого человека корабль больше, чем какое-либо другое созданное им орудие, — это некое выражение далекого образа. Корабль —это воплощение мечты, и мечта эта настолько захватывает человека, что ни одну вещь на свете он не создает с такой чистотой помыслов... От чувств, которые он вкладывает в свой труд, зависит крепость шпангоутов, прочность киля и пра­ вильность выбора и крепления обшивки. В построение корабля человек вкладывает лучшее, что в нем есть, — множество бессо­ знательных воспоминаний о труде своих предков... Корабль — 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz