Конецкий, В. В. Соленый лед / Виктор Конецкий ; Мор. лит.-худож. фонд им. Виктора Конецкого. - Санкт-Петербург : NIKA, 2008. - 333, [2] с. : портр.
Однако не след забывать о двух коэффициентах, которые, как и все вообще постоянные величины, по своей сути пришей кобы ле хвост, потому что выведены и введены в формулу обществен ной жизни чисто эмпирическим путем, путем подбора и случай ного на них натыкания, а не логическим путем; но эти коэффици енты все-таки существуют. Я имею в виду любовь и привычку. Первая является как бы ньютоновской, как бы частным и ред ким случаем всеобщей эйнштейновской привычки. Из народной мудрости известно, что привычка —вторая нату ра. Лермонтов заметил, что для большинства она при этом и единственная. Это-то и спасает большинство: наш нос способен адаптироваться к запаху чужого пота и перестать замечать этот запах, если мы нюхаем достаточно долго. А меньшинство спаса ется через любовь. В случае любви мы получаем удовольствие даже от запаха пота своего любимого. В первом случае мы с чистой совестью лжем ближнему иногда даже целые века. И только во втором случае мы вообще не лжем. Итак, чтобы существовать без лжи, нам необходимо любить абсо лютно всех ближних. Но мы точно знаем, что такое невозможно. Значит, ложь есть полная и абсолютная необходимость? Нет! Вот здесь-то мы и обнаруживаем самое удивительное! Ока зывается, что за тысячелетия лжи, как основы основ нашего существования, мы так и не смогли полностью адаптироваться к ней! Человек не способен лгать вечно, черт бы его, человека, побрал! В какой-то момент мы вдруг ляпаем: «Эй! Ты! Болван нечесаный! Иди помойся! И перестань чавкать, осел!..» И ведь знаем, что этот «болван нечесаный» нам дорого станет, но не можем мы лишить себя такого удовольствия: хоть на миг пере стать лгать и выстрелить из себя то, что на самом деле чувствуем. И вот гигант самообмана и воли, требовательный воспитатель всеобщей любви, создатель даже новой религии, художественный гений —Лев Николаевич — ничего с собой поделать не может, кричит на весь мир и космос, что жена Софья Андреевна —старая ведьма, и бежит от нее в белый свет, как в копеечку, и умирает на полустанке. Вот ведь какой анекдот! И твердо, неколебимо пони маем, что лживое терпение —основа общения и мира. И в то же время не испытываем большего наслаждения, нежели при вреза нии ближнему прямо между глаз правды-матки. Оказывается, и мы и камень одинаково должны расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении; оказывается, ненависть к привыч 289
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz