Конецкий, В. В. Соленый лед / Виктор Конецкий ; Мор. лит.-худож. фонд им. Виктора Конецкого. - Санкт-Петербург : NIKA, 2008. - 333, [2] с. : портр.

начал прогуливать занятия. Я шлялся по набережным, выжидал, когда уйдет на работу мать, возвращался домой и рисовал. Или рисовал на улицах. Однажды я решил запечатлеть мост и березу возле судострои­ тельного завода. Дворники меня чуть не избили, приняв за шпи­ она. Милиционер отвел в отделение милиции, наставив в мою хилую спину тяжелый ТТ. Я никогда не забуду чувства неудобно- сти и стыда, которые испытываешь, когда тебя ведут по улицам под дулом пистолета и все на тебя оглядываются. Из милиции звонили в школу и на Таврическую, выпустили поздней ночью, уничтожив этюд березы в милицейской печке. Так я прославился, и директор нашей образцовой школы ре­ шил со мной познакомиться. Я был первым шпионом из среды его воспитанников. Помню, я пытался растолковать директору, что дворники и милиционеры —дураки. Какой шпион будет рисовать среди бела дня обыкновенный судостроительный завод, если наши уже в Германии? И зачем завод рисовать, если его можно сфотографи­ ровать? Уж фотоаппарат-то у шпиона найдется и т. д. и т. п. Ди­ ректор, не будь дурак, все возвращал меня к моим двойкам и указывал на рисование в часы школьных занятий, а я все отвле­ кал его в сторону шпионажа и милиционерской тупости. И этим довел до истерики. Короче говоря, меня выгнали, но проморгали открепить от образцовой столовой. И еще месяц я тихо ползал в школу и таскал оттуда судок с супом. Вы бы видели лицо директора, когда мы столкнулись с ним нос к носу возле столового окна! С тех пор я не был в школе напротив колокольни, прославлен­ ной акварелями Бенуа. Никто никогда не приглашал меня на вечера встреч старых школьных друзей. Судьба лишила меня этой радости. Школы, в которых я мучился, или разбомбили, или там теперь другие уч­ реждения, или из них меня выгнали. А тех, кого выгнали, не приглашают на вечера встреч, потому что вычеркнули из списков. Самое смешное, что мне грустно от этого. В зрелом возрасте умные люди не любят вспоминать о том, что были в школе отличниками, если они ими были. Есть в полном подчинении школе нечто ограниченное, ибо в основе школы обязательно лежит давно отстоявшаяся догма. Юность не должна принимать ее. И взрослые люди хвастаются школьными 188

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz