Конецкий, В. В. Разные люди : [избранное] / Виктор Конецкий. - Москва : Аграф, 1996.- 443, [2] с. : портр.

ва даже на том свете. А за любое общение надо платить. И разменной монетой для этого испокон веков была и есть ложь. Ложь — первородный грех: как сожрали ябло­ ко и не признались — вот отсюда все и пошло. «Правда настолько драгоценна, что ее должен сопро­ вождать эскорт из лжи». Это сказал великий мастер по эскортам Уинстон Черчилль. Он-то уж знал, что говорил. Однако не след забывать о двух коэффициентах, кото­ рые, как и все вообще постоянные величины, по своей сути не пришей кобыле хвост, потому что выведены и введены в формулу общественной жизни чисто эмпири­ ческим путем, путем подбора и случайного на них наты- кания, а не логическим путем, но эти коэффициенты все-таки существуют. Я имею в виду любовь и привычку. Первая является как бы ньютоновской, как бы частным и редким случаем всеобщей эйнштейновской Привычки. Из народной мудрости известно, что привычка — вто­ рая натура. Лермонтов заметил, что для большинства она при этом и единственная. Это-то и спасает большинство: наш нос способен адаптироваться к запаху чужого пота и перестать замечать этот запах, если мы нюхаем достаточ­ но долго. А меньшинство спасается через любовь. В слу­ чае любви мы получаем удовольствие лаже от запаха пота своего любимого. В первом случае мы с чистой совестью лжем ближнему иногда даже целые века. И только во втором случае мы вообще не лжем. Итак, чтобы существовать без лжи, нам необходимо любить абсолютно всех ближних. Но мы точ­ но знаем, что такое невозможно. Значит, ложь есть полная и абсолютная необходимость? Нет! Вот здесь-то мы и обнаруживаем самое удивительное! Оказывается, что за тысячелетия лжи как основы основ нашего существования мы так и не смогли полностью адаптироваться к ней! Человек не способен лгать вечно, черт бы его, человека, побрал! В какой-то момент мы вдруг ляпаем: «Эй! Ты! Болван нечесаный! Иди помойся! И перестань чавкать, осел!..» И ведь знаем, что этот «бол­ ван нечесаный» нам дорого станет, но не можем мы ли­ шить себя такого удовольствия: хоть па миг перестать лгать и выстрелить из себя то, что на самом деле чувст­ вуем. И вот гигант самообмана и воли, требовательный вос­ питатель всеобщей любви, создатель даже новой религии, 254

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz