Конецкий В.В. Рассказы и повести разных лет. Москва, 1988.

нов, впадая в глубокие — до тридцати пяти градусов — крены. И когда мы спускались с мостика, то увидели, что по коридорам в надстройке поползли ковры. А когда глядишь на длинную ковровую дорожку , ползущую по коридору, собирающуюся в складки у переборки, то мысленно пере­ носишься в трюма и видишь в их гулком мраке шести­ тонные рулоны стали, повисающие на тросах креплений, и каждой своей клеткой чувствуешь перенапряжение креп­ лений контейнеров — огромных, сорокафутовых стальных ящиков, поставленных друг на друга: четыре четырехосных товарных вагона друг на друге и по четыре в ряд. Сталь в рулонах опасна тем, что представляет как бы взведенную часовую пружину весом в шесть тонн. Если рулоны начинают ерзать, то возникает возможность по­ вреждения бандажей , которые стягивают рулоны. Тогда шеститонная пружина начинает разворачиваться. Бывали случаи, когда сталь заполняла весь свободный объем трюмов, вспучивала люка и распирала борта. Мы шли к мифической «Анне-Марии» около семи часов, и все это время судно испытывало очень сильные сотрясе­ ния от столкновений с волной, возможны были и поврежде ­ ния носовой части днища, и повреждения бандажей , и деформация конлоков у контейнеров. Потому мы сами пролезли первый, второй и пятый трюма. И я натерпелся такого страху, что д а ж е детство вспомнилось. Я очень темноты в детстве боялся. Плакал, если память не изменяет, не очень много. К старости глаза щиплет чаще, чем в детстве. Но темноты жутко боялся. И в темный коридор, на зловещий шорох, на возможное страшное бросался, опережая это страшное. Волосы вста­ вали дыбом, мурашки охватывали. Нынче волосы не дыбятся и мурашки не бегают, но, черт побери, жуткое д ело лазать по трюмам на океанском судне в шторм! Об этом только говорить не принято, но если нет ежедневной привычки, то очень страшно. Попробуйте из окна четвертого э т аж а вашего непод­ вижного городского дома спуститься по пожарной лестни­ це во двор-колодец. Но когда будете лезть, то в в о о бр аж е ­ нии наклоняйте дом и лестницу каждые тринадцать секунд на тридцать — тридцать пять градусов во всевозможные стороны, но обязательно неожиданные. Теперь проделайте это в полной тьме — только на ощупь. Теперь включите шумовые эффекты — удары волн в сталь бортов, эхо, скрип и стон многотонных масс груза, лязг и гудение пере­ напряженных стальных тросов крепления, каждый из 272

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz