Конецкий В.В. Рассказы и повести разных лет. Москва, 1988.

Но если я вижу у победившего торжество: вот, мол, он малыми силами победил! — то человеческая суть его д е л а ­ ется мне ясной. Еще о игре. В любой игре хочется проверить Удачу, свою степень Везения, проверить Судьбу. Что значит «про­ верить Судьбу»? А это выяснить — благородное это сущ е ­ ство или нет. Но если хорошо знаешь теорию той или иной игры, то влияние случайностей, вероятностей значительно ограничивается знанием приемов. То есть ты у ж е не Судь­ бу проясняешь, не степень ее симпатии или антипатии к тебе, а экзаменуешь свои знания и умения. Любой эк за ­ мен тоже, конечно, интересен, но совсем иным качеством. Себя экзаменовать — или Судьбу экзаменовать! Чтобы как следует проверить отношение ко мне Судьбы, чтобы возможно беспристрастнее выяснить ее благородство или сволочизм, я не только позволяю с ебе плевать на прове­ ренные приемы, но еще люблю играть с тем, кто эти приемы отлично знает и проводит в игру точно и бескомпромиссно. Вот тут уж расположение или нерасположение Судьбы ко мне прочитывается с полной объективностью, вот тут уж в случае победы я испытываю торжество и радость, кото­ рые глубинно укрепляют любовь к жизни. Юра Ямкин, получив подавляющее преимущество, не сокращает времени на обдумывание своих ходов и доводит дело до победы б е з всяких сантиментов. Он просто не знает такого слова. Но нево зможно д а ж е представить его т о рж е ­ ствующим после победы над стеснительно-деликатным игроком. Шалапин торжествовал весь вечер... Ну что поделать, если в нем легко обнаруживаются все, буквально все — и внешние и внутренние черты, которыми благородные художники награждают низких, н еблагород ­ ных героев: близко посаженные глаза, постоянно холодно ­ влажные руки, вместо улыбки — растягивание морщини­ стых губ в косую полоску, ресницы белесые, веки быстро краснеют и т. д. и т. п. Но м ежду живым Петром Васильевичем и его литера­ турными братьями есть замечательная разница. Ему нра­ вится смахивать на змею. И надо признаться, это по- своему элегантная змея. И взгляд его студенистых глаз вызывает робость д аж е у неробких, ибо красноватые веки с белесыми ресницами вообще не мигают. Влажно -хо- лодные руки вполне устраивают Шалапина: он знает выгоду отчуждения, отчужденность — сознательная линия его поведения. При общении с Шалапиным из людей на­ 259

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz