Конецкий В.В. Рассказы и повести разных лет. Москва, 1988.

— Занятно, занятно, забавно, за б авно ,— поддакивал я, все еще полагая, что меня разыгрывают. Но Оксана Михайловна выставила на стол стеклянную колбу. На дне колбы лежали вялые усы, наклеенные на липкую бумагу. Затем вытащила гипсовую посмертную маску. Из маски свисали цветные тряпки и торчали окаменевшие бинты. Но несомненная подлинность маски делала эти детали несу­ щественными. Горестная тяжелая голова легла в яркий круг настоль­ ной лампы. Я конечно, спросил, почему реликвия хранится дома и не сдана в соответствующее за зедение . Оказалось, что такого заведения, то есть квартиры-музея, еще нет, что Оксана Михайловна предлагала кому-то реликвию, но все отказались. Я такому объяснению не удивился, потому что у нас в России отчетливо заметен таинственный закон, открытый и сформулированный, кажется, Тейяром де Шарденом. Закон этот заключается в том, что природа прячет прошлое от взгляда исследователя особым образом . Мы можем реконструировать только начала и концы прыжков истории и эволюции. Сами прыжки не оставляют следов. То есть выражение «концы в воду» здесь проявляется в противопо­ ложном смысле. Концы из воды торчат, а середины исчеза­ ют. Оксана Михайловна уехала, посвятив меня в секреты французского замка, который я долж ен был утром з а ­ хлопнуть, и пожелав чувствовать себя как дома , так как ночевать я буду один в квартире — левая соседка в ко­ мандировке, а правые соседи не ночуют: у них недавно умер дедушка и они боятся. Вот тут-то я и набрался х р а б ­ рости, чтобы спросить, нет ли у Оксаны Михайловны чего- нибудь успокаивающего. У нее нашлась казенка в бутылке из-под цинандали. Шел двенадцатый час ночи. Я остался со старым писателем Н. в маленькой комнат­ ке, окно которой выходило в переулок. Напротив был замызганный кинотеатрик. Там шел последний сеанс, и еще горели фонари у подъезда , освещая залепленные снегом афиши. Снег густо падал с черных небес в щель переулка. В комнате было тесно от дрянного комода, проды­ рявленного дивана с ковром — верблюд на фоне пира­ 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz