Конецкий, В. В. Путевые портреты с морским пейзажем : повести и рассказы / Виктор Конецкий. - Ленинград : Советский писатель, Ленинградское отделение, 1984. - 614, [2] с. : портр.

лось иногда среди самой неподходящей обстановки. Труд­ но становилось дышать. Причины волнения были неулови­ мы. Это настроение, Басаргин знал, было ложным. Ника­ кое счастье не ждало впереди. Но предчувствие волновало. Долго не спалось. Все еще непривычно было лежа ть под одной только простыней. Не хватало тяжести шинели, полушубка. Легкость мешала. А может, мешало и дру ­ гое — тишина. Полтора года военного гула, грохота боев, стука бесконечных эшелонов. И вот — тишина и шепот листвы. «Господи,— думал Басаргин ,— неужели это правда, что я мог протянуть руку и тронуть крест на броне танка? Неужели это было? Неужели был этот запах солярного выхлопа, горячего масла и пыли? Кака я тупая, серая сила в моторе и гусеницах! Как похож танк на бездушное жи ­ вотное. Как тяжело смотреть в его глаза и не опускать свои! Черт знает, кто помог мне остаться порядочным человеком во всем этом кошмаре. Какой я солдат? Я все время был на пределе напряжения, чтобы сохранять поря­ дочность. Какой я солдат, если три четверти сил уходит на страх перед тем, что ты можешь струсить. Солдат не дол­ жен думать о том, что может струсить. И не должен заранее мучиться по такому поводу. И не должен уставать от неуютности. Настоящему солдату должно быть уютно на войне, в любом месте он должен уметь создать себе уют. Нельзя бояться струсить больше смерти. И мне еще дове­ ряли людей! Какое счастье, что я не наломал дров...» 3 Если пробираться возле самых заборов, мож ­ но ходить босым по зимним улицам южного городка. Конечно, очень холодно ступать по комковатой от ночного заморозка грязи. Но хуже то, что стыдно. Тебе четырна­ дцать, и есть на свете Надя, она учится на пятерки, поет песни совсем как взрослая. Она поет: «Похоронен был дважды заживо, жил в окопах, в землянках, в тайге.!.» Большая, суровая, взрослая, красивая встает из песни чья- то жизнь. Какой-то взрослый мужчина воевал и падал на снег, и вставал, и шел в атаку. О нем поет Надя, она д ел а ­ ется равной для него. А тебе надо прожить несколько лет до взрослости. И поэтому, наверное, так щемяще-тоскливо на душе, когда поет Надя: «Я люблю подмосковную осень...» Скорее стать мужчиной, солдатом. Надя поет: «Пропеллер, громче песню пой, неся распластанные 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz