Конецкий, В. В. Полосатый рейс : [повесть, рассказы, сценарий] / Виктор Конецкий. – Санкт-Петербург : Северо-Запад, 1994. - 619, [1] с.

Мы спасали средний рыболовный траулер № 188. Но тень «Варяга» витала над этим траулером. Он спасаться не пожелал. Он нормальным утюгом пошел на грунт, как толь­ ко был сдернут с камней, на которые вылетел. Аварийная партия разделилась на две неравные части. Одна часть полезла на кормовую надстройку, другая — на задирающийся к черным небесам нос — траулер уходил в воду кормой. Я оказался на кормовой надстройке и на­ блюдал оттуда за волнами, которые заплескивали в дымо­ вую трубу. Рядом висел на отличительном огне мичман Росомахин. Температура воды — 1°, воздуха — 6°, ветер 5 баллов, метель, полярная ночь, огромное желание спасти свою шку­ ру любой ценой. И когда подошел на вельботе капитан-лейтенант За- горуйко, я заорал и замахал ему. Я решил, что первыми надо снимать людей с кормовой надстройки, ибо нос будет до­ льше торчать над волнами. Я очень глубоко замотивировал решение. В корме — машина, наиболее тяжелая деталь — раз; чем глубже уходит в волны корма, тем труднее снять с нее людей, так как вокруг надстройки куча разных шлюп­ балок, выгородок и другого острого железа — два; в носовом трюме нет пробоин, и там образовалась воздушная подуш­ ка — три, и т. д. и т. п. И тогда прототип моего литературного героя спас мне душу. Он заорал сквозь брызги, снег, и ветер, и грохот волн, что я щенок, что командиры аварийных партий и капитаны уходят с гибнущих кораблей последними. Если бы не его вопль, я попытался бы отбыть с траулера одним из первых, как нормальная крыса, и навсегда потерял бы уважение к самому себе, не говоря уже об уважении ко мне следовате­ ля и прокурора. Таким образом, каждое предложение Данелии по изме­ нению чего-то в боцмане Росомахе ранило мою спасенную когда-то Росомахиным душу. Кто это собирается что-то изменять в моем рассказе? Режиссер, человек, который видел море только с сочинского пляжа? Человек, который даже не знает, где остров Кильдин и где Гусиная Земля? Какое право он тогда имеет снимать фильм о погибшем в море спасателе? Я, конечно, не показывал своих чувств Гии, но он о них догадывался. И, кроме того, как настоящий ре­ жиссер, понимал необходимость войти в материал са­ мому. 538

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz