Конецкий, В. В. Никто пути пройденного у нас не отберет / Виктор Конецкий. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 476, [1] с.

Письма поручика Искровой роты из 1914 года 13.35. Ледокол закончил обтяжку усов своей лебедкой. Начали движение за ним вплотную. 13.50. Застряли во льду вместе с ледоколом, который не может набрать инерцию. 14.10. Начали устойчивое движение. Ограничили пере­ кладку руля до 15°. Судно испытывает удары, частые со ­ дрогания корпуса. Несмотря на содрогания, сотрясения, стуки и удары, ехать на усах за ледоколом было все-таки лучше самостоя­ тельного виляния среди льдин в кромешном тумане. И да­ же возникало этакое паразитствующее ощущение, будто ты в «Стреле» едешь, а не выбираешься из пролива С анни ­ кова в Восточно-Сибирское море. Шестое сентября. 04.00. Стали в ожидании улучшения видимости. Туман, бусова, не видно полубака. Поднять вертолет ледокол не может. По данным «Ермака», широта 72° 17' норд, долгота 156° 46 ' ост. Арктическое терпение в ожиданиях имеет особую при ­ роду. Ежели, например, я жду трамвай № 3 (угол проспек­ та Щорса и улицы Ленина в Ленинграде), то уже через ка­ кой-нибудь жалкий час ненавижу все мироздание вместе с мироустройством и подпрыгиваю от желания набить кому- нибудь из горсовета морду. А ежели еще вместо «тройки» наконец прокатит без остановки какой-нибудь заблудший или учебный трам, то у меня на губах серая, а может быть, и кровавая пена выступает. В Арктике же для бывалого че­ ловека дело другое. Ты ведь заранее знаешь, что вся нави­ гация там — это ожидание и терпение: ждешь льда и чис­ той воды, тумана и хорошей видимости, ледокола или ледового разведчика,— то есть «ожидание у моря погоды» в Арктике есть состояние нормальное. И чем меньше бу­ дешь внутренне торопиться, дергаться и суетиться перед клиентом, тем дальше окажешься. Но этот наш рейс по тягомотности и простоям оказыва­ ется чемпионским. И попадись мне сейчас на узкой дорож­ 297

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz