Конецкий, В. В. Никто пути пройденного у нас не отберет / Виктор Конецкий. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 476, [1] с.

Виктор Конецкий чтобы обогатить себя, чтобы изменить себя, свое настрое­ ние за его, прекрасного, счет. Это иногда удавалось, но очень редко. Я не искусствовед. Я могу получить много от среднего художника и пошлой певицы, если в тот момент я живу с ними в резонанс. И здесь случилось так, что Мистрович попал мне в жилу. Быть может, неожиданная прохлада, тишина и про ­ сторность вокруг его скульптур. Быть может, портрет его матери — лицо крестьянки , стремительно окруженное складками шали, очень какое-то наше, русское лицо. И югослав Мистрович стал мне родным. Будто зашел в го­ сти к русским, которые давно живут здесь, на чужбине, но воспитывают детей на родном языке и вечерами ставят са ­ мовар. Ведь самовар — серьезная штука. Самовар — символ семьи, устойчивости во времени и пространстве. Одино­ кий человек никогда не стал бы держать самовар. Надо много спокойствия и много родных друг другу людей, что­ бы появилась нужда в самоваре. Нужен длинный вечер, хо­ зяйка и хозяин, нужно уважение детей к родителям и так далее и тому подобное. Недаром изгнанники и эмигранты цепляются за него. Нам помогает в издевательствах над самоваром то, что вокруг нас сама Россия. Когда Россия есть, можно про­ жить и без вечернего ведерного чаепития. Но толки о быст- ротекучести нашего времени, его ритме и т. д. не могут унять тоску по самовару. Я еще застал их воочию. Помню запах дыма, помню колена трубы, заплаканное дымными, нестрашными слезами лицо бабушки. Помню , как, купе­ чески важно, купечески глупо сияя начищенным боком, похожий на человечка, въезжает на веранду дачи самовар. И его маленький краник наводит меня на какие-то вереса- евские размышления. И я, конечно, делюсь своим наблю­ дением над краником и его похожестью на некоторое мое собственное место. И получаю подзатыльник... 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz