Конецкий, В. В. Начало конца комедии / Виктор Конецкий. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 476 с.

Путевые портреты с морским пейзажем им сапоги и ватники. Тоску и ностальгию можно при­ прятать по-разному — под внешней супербодростью, утрированной шутливостью, под фривольными шуточ­ ками, под бессмысленно грубой и грязной руганью. И, как ни странно, такая форма действует на содержа­ ние, как-то просветляет тоску длинной дороги, ослаб­ ляет яд психологической несовместимости, черт ее по­ дери, через все триумфальные ворота с присвистом... Обнаружил в судовой библиотеке пятый том Мериме и обалдел. Какой точный, обширный, тонкий, изящ­ ный ум! Какая статья о Пушкине! Ничего подобного у нерусских о нашей литературе не читал. Какая собран­ ность, отчетливость мысли при полнокровном эстети­ ческом восприятии. А в томике еще статья о Стендале, путешествие по Корсике, набросок биографии Сервантеса... Даже не хочется сразу читать все. Сдержанное джентльменством желание Мериме по­ спорить с Пушкиным о повадках цыган — он-то цыга­ нами тоже занимался, Кармен родил! — какая прелесть и радость читать! Ай да Франция! Ведь Александр Сер­ геевич единственный раз опростоволосился и, прямо скажем, сел в веселую лужу, когда клюнул на «Песни за­ падных славян». Показал статью Шалапину и сказал нечто о том, что Пушкин будет еще века и века спасать нас от одиноче­ ства и рационализма. — Вы сами-то замечаете, что всегда употребляете слово «рационализм» с уничижительно-ироническим оттенком? — спросил Шалапин.— Зачем это спасать нас от рационализма? Время требует от нас сейчас как раз рационализма в каждом шаге! А вы только и делае­ те, что шпильки в него пускаете! 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz