Конецкий, В. В. Начало конца комедии / Виктор Конецкий. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 476 с.

О смысле вопросительности Если вопрос задан в совершенной художественной форме, он имеет столько ответов, сколько есть людей на планете. Конечно, эти ответы возможно сгруппиро­ вать по степеням, например, доказательности их. Но двух абсолютно одинаковых ответов не будет, потому что в такой ответ (если, конечно, он дается в разверну­ том, мотивированном виде) целиком входят вся фило­ софия, весь жизненный опыт, все знания отвечающего индивида. В зависимости от степени эрудиции отвеча­ ющий может привести больше или меньше примеров соединения гения и злодея, но никаким количеством он не убедит оппонента. Ответ на вопрос, скрытый в художественном шедев­ ре, ищет все общество, весь мир, все дилетанты, не име­ ющие никакого отношения к профессии специалистов по психологии творчества. Табу на поиск ответа не на­ кладывается ни на дикаря, ни даже на сумасшедшего. Наоборот, ответы последних еще интереснее для всех думающих над вопросом. Художник общается с миром, а ученый — с колле­ гами. Что делает вожак-олень, когда ему чудится незнако­ мый запах или дальний шорох? Все видели, как застывает вожак, изображая из себя вопросительный знак. Он весь — от последнего воло­ ска на хвосте до глаз, и ушей, и рогов — вопрос. Вожак задает вопрос себе и всему стаду. Он сразу делится во­ просом со всеми — так надо для повышения безоши­ бочности ответа, так надо, чтобы выжить. И мы, человеки разумные, унаследовали непреодо­ лимое стремление делиться вопросом, который потряс нас, со всеми остальными. Но чтобы поделиться вопро­ сом, передать другому тревогу увиденного неизвестного, 459

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz