Конецкий, В. В. Начало конца комедии / Виктор Конецкий. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 476 с.
О смысле вопросительности Если вопрос задан в совершенной художественной форме, он имеет столько ответов, сколько есть людей на планете. Конечно, эти ответы возможно сгруппиро вать по степеням, например, доказательности их. Но двух абсолютно одинаковых ответов не будет, потому что в такой ответ (если, конечно, он дается в разверну том, мотивированном виде) целиком входят вся фило софия, весь жизненный опыт, все знания отвечающего индивида. В зависимости от степени эрудиции отвеча ющий может привести больше или меньше примеров соединения гения и злодея, но никаким количеством он не убедит оппонента. Ответ на вопрос, скрытый в художественном шедев ре, ищет все общество, весь мир, все дилетанты, не име ющие никакого отношения к профессии специалистов по психологии творчества. Табу на поиск ответа не на кладывается ни на дикаря, ни даже на сумасшедшего. Наоборот, ответы последних еще интереснее для всех думающих над вопросом. Художник общается с миром, а ученый — с колле гами. Что делает вожак-олень, когда ему чудится незнако мый запах или дальний шорох? Все видели, как застывает вожак, изображая из себя вопросительный знак. Он весь — от последнего воло ска на хвосте до глаз, и ушей, и рогов — вопрос. Вожак задает вопрос себе и всему стаду. Он сразу делится во просом со всеми — так надо для повышения безоши бочности ответа, так надо, чтобы выжить. И мы, человеки разумные, унаследовали непреодо лимое стремление делиться вопросом, который потряс нас, со всеми остальными. Но чтобы поделиться вопро сом, передать другому тревогу увиденного неизвестного, 459
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz