Конецкий, В. В. Начало конца комедии / Виктор Конецкий. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 476 с.
Виктор Конецкий. Начало конца комедии так грубо ошибся, но все знают: раз в год винтовка и са ма стреляет. Потому-то и знаменитая чеховская фраза о ружье на сцене, как и все у Чехова, не есть чистая теат ральность. Когда превращаешь путевые заметки в нечто лите ратурное, то уже знаешь конец пути. И знание конца начинает отбрасывать тень на все то, что ты записы вал, когда еще ни черта не знал впереди, когда перед тобой были только океан, и темнота, и дальняя, даль няя дорога. Художники живучи и неистребимы, как цыгане. Когда цыганка начинает гадать тебе про дальнюю доро гу, она уже знает про тебя все, чем ты в тот момент яв ляешься,— цыганки физиономистки и психологи вы сокого класса. Они начинают гадать с конца. А я ничего не дописываю теперь — с вершины зна ния. Я только выкинул все то, что не касается главных действующих лиц. Вот написал «главных действующих лиц», но там — в океане, в дальней дороге,— не было действующих лиц, там была статика обыкновенной жиз ни. Движение жизни заметно лишь тогда, когда огляды ваешься. Если оглядываешься из этой минуты на прошлую минуту, то движения еще почти не видишь. Если оглядываешься из этой минуты на прошедший год — он летит, он полон движения, он завихрен, как след Земли в космическом эфире,— ведь планета остав ляет за собой след, несясь вокруг звезды со странным названием Солнце; она оставляет за собой бурлящий кильватерный след в тех полях, о которых мы еще не знаем,— во всяком случае, она как-то деформирует пространство, ибо не может не менять какие-то его свойства, перетекая из точки в точку по орбите. 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz