Конецкий, В. В. Ледовые брызги : из дневников писателя / Виктор Конецкий ; [худож. Л. Авидон]. - Ленинград : Советский писатель, Ленинградское отделение, 1987. - 541, [2] с. : ил.

И с сюжетом ритм, конечно, связан. Чем напряженнее сюжет, тем резче, отрывистее, грубее ритм. Сказанное не означает, что ты не используешь ритм « на контрапункте», то есть сознательно вводишь медлительность и плавность в самый пик сюжетного напряжения. Вот за такой прием контрапункта меня и ругает К а ­ заков. А у него в те времена Игорь Золотусский нащупал т а ­ кой порок: «Фраза Казакова, его интонация берут иногда верх над реальностью, и тогда слушаешь не реальность, не жизнь, а эту интонацию. Казаков музыкален. Начиная рассказ, ты уже чувствуешь первые такты ритма и вхо­ дишь в него, как в поток, из которого трудно выплыть. Магии интонации подчиняется и сам Казаков. Ритм з аво ­ раживает и его, и он уже не может сломать ритм, выйти из избранного напева — д аже если обстоятельства требуют этого. И когда обстоятельства меняются, когда поворот их требует разрушения ритма — ибо тон их и тон прозы не совпадают,— Казаков не может преодолеть инерции: он уже пленник ее». Такое было у Юры в ранних рассказах. Потом он вы­ шел на полное совпадение интонации и потребного т ай ­ ного смысла. Зато эпигоны Казакова (например, Георгий Семенов) вынырнуть из интонационного самообмана не могут. К сожалению, они не только себя обманывают, но и чита­ теля, да и многих критиков. Сейчас стало модно переиздавать и вообще проявлять интерес к средним, забытым писателям конца-начала прошлого-нынешнего веков. Про Лейкина, Потапенко го­ ворят, что они несправедливо загнаны в тень великих — Толстого, Чехова, Бунина. И что тень полувеликих — Куприна, Андреева, Короленко тоже их, бедных, неспра­ ведливо притушила, а темы они брали серьезные, были популярны, язык у них был вполне приличный и т. д. Но фокус в том, что и язык может быть неплохой, и темы жгучие, и читабельность, но коли не было в госпо­ дине Потапенко крупной личности, то и угодил он в тень Чехова. То есть, вернее, именно этой тенью и Ликой Ми- зиновой одной и существует. И Лейкин только через а с ­ социации с Чеховым... Так вот Георгий Семенов есть и на его первом этапе, и ныне эпигон Юрия Казакова. И подробно доказывать это нет смысла, на мой дилетантский взгляд, конечно. Как 473

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz