Конецкий, В. В. Ледовые брызги : из дневников писателя / Виктор Конецкий ; [худож. Л. Авидон]. - Ленинград : Советский писатель, Ленинградское отделение, 1987. - 541, [2] с. : ил.

Именно тогда, когда я глубоко взволнован обдумыва­ нием рассказа, во мне возникает ритм одной или несколь­ ких фраз, соответствующий «качеству», «виду» моего волнения, отражающий «качество» моего настроения. (Интересно, что сейчас, когда пишу это, вдруг увидел, что «волнение», душевное волнение,— от «волны». Как-то никогда не осознавал этого.) Часто случается, что сперва я набрасываю последние абзацы рассказа, финал, а потом пристраиваю к нему весь рассказ. Тогда ритм, найденный для финальной фразы, уже автоматически держится на протяжении всего по­ вествования. Я говорю, «держится автоматически», пото­ му что он не требует специальных забот. Посмотрите последний абзац рассказа «Еще о вой­ не»— он был написан первым — и сравните с начальными абзацами. Мне нужно было вызвать всем рассказом ощу ­ щение «спускания» героини куда-то вниз, к вечной и мед­ лительной, равнодушной природе. В справочнике о такте в музыке сказано: «...прием, благодаря которому графическое изображение пьесы по­ лучает полную ясность и легкость для чтения». З ам е ч а ­ тельное определение. И не только художественная проза должна быть ритмична, но и научная, публицистическая, деловая проза, ибо ритм экономит слова и передает ин­ формацию прямо в подсознание читателя, попутно отря­ хивая пыль с органов его чувств, то есть эмоционально встряхивая. Можно долго и длинно описывать, как судно плывет по реке, как к вечеру люди на нем и д аже двигатель начина­ ют работать и жить как-то странно — замедленно и при­ глушенно. И можно написать: «Вечернее скольжение между отражениями берегов...» Это не стихотворение в прозе и не «Чуден Днепр...». Но это сознательный прием использования ритма-мелодии в прозаическом произве­ дении и создания с его помощью нужного настроения у читателя. С композицией, мне кажется, связан уже не ритм, а архитектоника, то есть ритм больших кусков прозы. Сам ритм «работает» внутри фразы и абзаца, но он создает и архитектонику — чередование глав или главок. С характерами ритм для меня связан или через диалог (если получится индивидуальный ритм в диалоге для каждого героя, то это большая удача ), или, если рассказ и показ ведутся от третьего лица, то ритм помогает отде­ лить рассказчика от автора. 472

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz