Конецкий, В. В. Ледовые брызги : из дневников писателя / Виктор Конецкий ; [худож. Л. Авидон]. - Ленинград : Советский писатель, Ленинградское отделение, 1987. - 541, [2] с. : ил.
Именно тогда, когда я глубоко взволнован обдумыва нием рассказа, во мне возникает ритм одной или несколь ких фраз, соответствующий «качеству», «виду» моего волнения, отражающий «качество» моего настроения. (Интересно, что сейчас, когда пишу это, вдруг увидел, что «волнение», душевное волнение,— от «волны». Как-то никогда не осознавал этого.) Часто случается, что сперва я набрасываю последние абзацы рассказа, финал, а потом пристраиваю к нему весь рассказ. Тогда ритм, найденный для финальной фразы, уже автоматически держится на протяжении всего по вествования. Я говорю, «держится автоматически», пото му что он не требует специальных забот. Посмотрите последний абзац рассказа «Еще о вой не»— он был написан первым — и сравните с начальными абзацами. Мне нужно было вызвать всем рассказом ощу щение «спускания» героини куда-то вниз, к вечной и мед лительной, равнодушной природе. В справочнике о такте в музыке сказано: «...прием, благодаря которому графическое изображение пьесы по лучает полную ясность и легкость для чтения». З ам е ч а тельное определение. И не только художественная проза должна быть ритмична, но и научная, публицистическая, деловая проза, ибо ритм экономит слова и передает ин формацию прямо в подсознание читателя, попутно отря хивая пыль с органов его чувств, то есть эмоционально встряхивая. Можно долго и длинно описывать, как судно плывет по реке, как к вечеру люди на нем и д аже двигатель начина ют работать и жить как-то странно — замедленно и при глушенно. И можно написать: «Вечернее скольжение между отражениями берегов...» Это не стихотворение в прозе и не «Чуден Днепр...». Но это сознательный прием использования ритма-мелодии в прозаическом произве дении и создания с его помощью нужного настроения у читателя. С композицией, мне кажется, связан уже не ритм, а архитектоника, то есть ритм больших кусков прозы. Сам ритм «работает» внутри фразы и абзаца, но он создает и архитектонику — чередование глав или главок. С характерами ритм для меня связан или через диалог (если получится индивидуальный ритм в диалоге для каждого героя, то это большая удача ), или, если рассказ и показ ведутся от третьего лица, то ритм помогает отде лить рассказчика от автора. 472
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz