Конецкий, В. В. Ледовые брызги : из дневников писателя / Виктор Конецкий ; [худож. Л. Авидон]. - Ленинград : Советский писатель, Ленинградское отделение, 1987. - 541, [2] с. : ил.
со мной в переписке! Во-вторых, тебе бы давно пора стать моим биографом и писать обо мне рассказы наподобие «Двух осеней», а ты грубиянничаешь в письмах, пользу ешься моим добрым больным сердцем. Рассказ я твой прочел ‘. Ничего рассказ. А если серь езно, то он двойственный какой-то. С одной стороны, з а бирает крепко, потому что в каждом мужике, да и в жен щине, наверное, сидит эта сволочь с зелеными глазами (ревность) и когда он читает о таком, то как-то даже не хорошо ему, д аже в том случае, если у него на этом фронте все в порядке. С этой стороны рассказ сильный — и д аже ты его чересчур накалил, так что те места, в кото рых ты обращаешься к пейзажу (на последних страни цах), хочется пропустить, а это плохо, в рассказе должно все читаться от первого до последнего слова. Это в детек тивах только пропускаешь пейзаж. С другой стороны, какой-то он не «всеобщий». Тут я затрудняюсь, как это назвать и объяснить. Но бывают рассказы-всеобщности и бывают рассказы-частности. Как ни здорово, а — частный случай. И на меня не распрост раняется. Хотя измена и т. п. случай вовсе не частный, а так называемый вечный. В этом смысле рассказ о Росо махе у тебя во сто крат всеобщней, хоть герой там — че ловек судьбы исключительной, а здесь вроде бы сама обыденность». 1 Мой р ассказ «Еіце о войне» («Зн амя», 1962, II). Этот рассказ и сегодня я считаю лучшим из написан ного по качеству прозы. Но качество достигнуто, сделано чересчур сознательно. И Казаков бьет в яблочко. Художественная проза и называется художественной потому, что она должна быть красивой. Эстетическое должно возникать ощущение. И тут без музыкальности не обойдешься. У Спенсера: «Но если бы и не было доказано, что речь ритмическая происходит от языка волнения, то, не сомненно, она ведет к волнению — к чувству эстетическо го наслаждения, зависящего от той легкости, с которой воспринимаются сознанием объединенные ритмом эле менты речи, от той экономии энергии, которая достигается при этой работе». Для меня очевидно, что ритмическая речь происходит от «языка волнения». 471
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz