Конецкий, В. В. Ледовые брызги : из дневников писателя / Виктор Конецкий ; [худож. Л. Авидон]. - Ленинград : Советский писатель, Ленинградское отделение, 1987. - 541, [2] с. : ил.
недоверия, болезненным, опасливым чувством, которое возникало по ходу воспоминаний; по мере того как человек слышал себя, он настораживался, его история с г л ажи в а лась, усыхала, подменялась общеизвестными фактами». С какой чуткостью это наблюдено, с каким бережным сопереживанием сказано! — человек и себе перестает ве рить, когда впервые слышит себя «звучащего». Так вот, и я разрешил себе «сгладиться, усохнуть», сползти на всем известные факты. И благодарен судьбе, что пишу сейчас о «Блокадной книге». Когда пишешь, необходимо думать. И я вдруг понял, что не только бежал от блокадных воспоминаний, но — самое непроститель ное — начисто прекратил попытки осмысливать ее, бло каду. Перелистал записки за последние десять лет — чего там нет! А о блокаде — ни ползвука. Сколько прочитал за эти годы блокадных книг литераторов, историков, воена чальников, документальных и каждый раз ловил себя на тягостно-неразрешимом: «Эх, ребятки, все это «не то»!» Но ни разу д аже на самое легкое — на чужую книгу — душа не заставила самого взять перо, поспорить или поблаго дарить. «Мы выясняли не историческую картину, а, скорее, состояние людей того времени». Адамовича и Гранина интересует в первую очередь пережитое, то есть изведанное душами людей. Но о к а з а лось, что быт тела и бытие души «сошлись». Тогда встал вопрос о том, как в умирающих людях возникала душев ная несокрушимость. И не в одном схимнике, одном созна тельном страдальце, а в сотнях тысяч невольных муче ников. Далее встал вопрос о том, пришло ли время для р ас ска зов такой правды и такой беспощадности. Вопрос стран ный, но в наше время ставший каким-то типическим. Какое у правды время? Для правды время не существует. Как только узнал ее, так и отдавай ее другим. Недаром авторы задаются следующим вопросом: «...не ушло ли, не упу щено ли время и возможность рассказать об этом так, как это было вживе и въяве, как это помнят лишь сами ленин градцы?» Н и л Н и к о л а е в и ч Б е л я е в — (такой р а з р я д кой в написании имени авторы часто заменяют все сведе ния о человеке-рассказчике: не дают ни года рождения, ни биографии, ни портрета, ни обстановки разговора) — го рестно бормочет: «Ведь сейчас вообще вроде считают, что 434
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz