Виктор Конецкий: человек из морского пейзажа : воспоминания, размышления, штрихи к портрету / авт.-сост.: Т. В. Акулова. - Санкт-Петербург : Площадь искусств, 2014. - 550, [1] с., [8] л. ил., портр.

ВИКТОР Еще во время войны, в 1943-1944 годах, командованием ВМФ (нарком Н. Г. Кузнецов) принимались меры для организации свое­ временной подготовки офицерских кадров для большого и каче­ ственно нового флота, программа послевоенного строительства которого разрабатывалась в стране уже в те годы. Тогда и были соз­ даны в системе ВМФ несколько подготовительных и нахимовских училищ, призванных готовить кандидатов, «обладающих достаточ­ ной общеобразовательной и военно-морской подготовкой для по­ ступления в высшее военно-морское училище» (из приказа наркома ВМФ от 30.04.44 г.) Первый набор курсантов в Ленинградское подготовительное в количестве 1200 человек (сразу на все три курса, обучавшиеся по программам 8-го, 9-го и 10-го классов) был произведен уже летом 1944 года. Контингент, принятый тогда в училище, был неоднород­ ным, пестрым по возрасту, судьбам, физическому состоянию и уров­ ню учебной подготовки. В его составе были ученики возвращен­ ных из эвакуации Ленинградской и Московской военно-морских спецшкол наробраза («спецы»), воспитанники Соловецкой шко­ лы юнг, 55 фронтовиков (в том числе — четыре Героя Советского Союза), ребята из гражданских школ. При сдаче конкурсных экза­ менов фронтовикам, школьникам-сиротам и сыновьям офицеров предоставлялось преимущество. Нужно сказать, что медкомиссии при приеме в 1944-м и первые послевоенные годы были достаточно снисходительны к подорванному тяготами военного времени состо­ янию здоровья большинства кандидатов —в надежде на его улучше­ ние в последующие годы учебы. Наш с Виктором курс подавал документы для поступления в Подготию в 1945 году, через несколько дней после парада Победы. Курс был укомплектован, в основном, ребятами из гражданских школ, главным образом, ленинградских. Многие из них потеряли родных и близких в блокаду. Вообще ленинградцы составляли за­ метное большинство на всех курсах. Например, при выпуске уже из высшего училища среди наших сокурсников было 82% ленинград­ цев, 11 % москвичей и 7 % из других городов и весей. Мотивы поступления ребят в училище были, конечно, разными и в самых различных комбинациях — это и сиротство, и голод во­ енных и послевоенных лет, жизненная неустроенность, желание получить хорошее образование «на казенный кошт», тяга с мальчи­ шеских лет ко всему, связанному с флотом (особенно в среде ленин­ градцев), семейная неустроенность, романтика наконец, которой в те наши юные годы (14-16 лет) было немало. Она, пожалуй, была 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz