Виктор Конецкий: человек из морского пейзажа : воспоминания, размышления, штрихи к портрету / авт.-сост.: Т. В. Акулова. - Санкт-Петербург : Площадь искусств, 2014. - 550, [1] с., [8] л. ил., портр.
НАТАЛЬЯ ИВАНОВА Он прощупывал во мне-собеседнице понимание/непонимание современной прозы. Ему хотелось поговорить о литературе всерьез и по гамбургскому счету (см. его переписку с В. Шкловским). Ему хотелось собеседника в другом, не известном ему, поколении. Ему хотелось поделиться главным: обсудить этот, самый неяс ный, необычный при всей внешней обычности и ясности — ну что там особенного, автор плывет, а плывя, записывает, а потом коммен тирует, —жанр. Сочетающий в себе путевые заметки, дневник, реф лексию, исповедь, воспоминания... с инкрустированными в текст документами, письмами, телеграммами... И тем не менее — в этом сплаве была и острота восприятия, и правда, нелицеприятная, об об ществе и народе. Было ли то, что потом назовут «чернухой»? «На Чукотском берегу такая мразь жизни, пьянство, очереди за вялым пи вом и гнилыми папиросами, что и носа туда нет охоты высовывать». Нет — Конецкий, жестко фиксируя правду жизни, всегда уповал на человека. Повторяю: не на народ (о народе он, как и В. Астафьев, на- высказывался жестоко, прямо, без обиняков), а именно на личность. «А среди человеков встречаются, как и везде, самоцветы». Это сра зу после «мрази жизни». А что касается жанра, то лучше я приведу цитату из собственной статьи 1987 года «Вольное дыхание», которая была опубликована в журнале «Вопросы литературы» и которую В. В. внимательно про читал: «...Литературный маятник, качнувшись в сторону фан тастики, отошел от „золотой середины" традиционной пси хологической прозы, и в другую, совсем противоположную сторону: в сторону прозы с явным присутствием автора или очень близкого к нему лирического героя, от лица ко торого ведется повествование. <...> В прозе, которая условно обозначена как „автор ская", свободно сочетаются разные жанры: фрагменты действительно лирической прозы перемежаются со ста тьей или исследованием по конкретному профессиональ но-литературному вопросу, исповедь — с проповедью, трактат — со стихами, вставная сюжетная новелла — с ме муарами. Лирическая проза, как правило, окрашена но стальгирующей интонацией, это жанровая разновидность элегии в прозе, — проза „авторская" включает ее лишь как один из жанровых компонентов в свой сплав. Все эти жан ры сочетаются в союз при помощи сочинения, а не сопод чинения. 416
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz