Виктор Конецкий: человек из морского пейзажа : воспоминания, размышления, штрихи к портрету / авт.-сост.: Т. В. Акулова. - Санкт-Петербург : Площадь искусств, 2014. - 550, [1] с., [8] л. ил., портр.

Рэм Баранцев Душавспоминает Н ас познакомили в те затхлые годы, когда темы, подлежащие открытому обсуждению, выдвигались не столько жизнью, сколько руководством. Актуальной была объявлена проблема ве­ щизма, и «Литературная газета» затеяла дискуссию на тему «Люди и вещи». Кто-то надумал устроить по этому поводу беседу между пи­ сателем и ученым. Хотя тема нас не привлекала, от встречи мы не от­ казались. Мне было интересно поговорить с автором хороших книг, а Конецкому представили собеседника, видимо, тоже с какой-то интригой. Относительно вещей мы быстро согласились, что они ни в чем не виноваты, и стали говорить о чем угодно, только не о ве­ щизме. Корреспондент «Литгазеты» Галя Силина потом с трудом привязала наш диалог к назначенной теме. Однако в печать он все равно не пошел, поскольку был признан, как говорили злые языки, недостаточно примитивным. Магда Алексеева опубликовала его по­ том в журнале «Аврора» (1981, № 3). Просматривая сейчас эти страницы, я обратил внимание на сло­ ва Виктора о необходимости уважения к изделиям человеческих рук, об умении обращаться с вещами естественно и о цене вещей, акку­ мулирующих память о близких людях. Признаком мещанства он на­ звал бездушие, неспособность переживать за другого, как за себя. Переживание за других было, мне кажется, двигателем его пи­ сательского таланта. По обнаженности нервов, чуткости, совести напрашивается сходство с Владимиром Высоцким. Даже когда он старался говорить рассудительно, за этим чувствовалось громадное напряжение. Дарственные надписи на его книгах почти всегда не­ спокойны. Наши редкие дальнейшие встречи бередили в душе социальные раны. После одного из таких разговоров я писал ему (в письме от 30.03.88): «Слушал тебя вчера и убеждался в том, что нооритмы у нас не разные. Резонанс — был. Незадолго до трагедии 411

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz