Виктор Конецкий: человек из морского пейзажа : воспоминания, размышления, штрихи к портрету / авт.-сост.: Т. В. Акулова. - Санкт-Петербург : Площадь искусств, 2014. - 550, [1] с., [8] л. ил., портр.

МОЙ ДРУГ ВИКТОР КОНЕЦКИЙ Не могу не вспомнить еще об одной идее Виктора, о «похоронах четверти». Ночью собирались курсанты, выбирали жертву из числа отличников, клали его на перевернутый стол, зажигали свечи вокруг ножек... Все присутствующие заворачивались в простыни, изобра­ жая привидения. И начиналось шествие по коридору с заунывным пением... Кончалось это, конечно, плачевно. Нас прихватывал дежурный офицер, и мы до утра мыли парадную лестницу... Большой радостью для нас была морская практика. После перво­ го курса нас направили на форт «Серая Лошадь» для прохождения практики по общевойсковой подготовке. Мы сдавали нормы ГТО-1, прыгали с вышки на веревке, обвязанной вокруг тощих талий, пол­ зали по-пластунски, учились окапываться... Проходили практику и на парусном судне «Учеба», лазали по вантам, ставили паруса и были страшно горды тем, что справляем­ ся с трудными, но почетными обязанностями. До сих пор в голове сидит команда: «На фалах и парадах, гафель-гарделях, дерек-фалах, топсель-фалах и оттяжках паруса поднять!» Красивая команда, но чтобы ее выполнять, требуется сноровка и сила воли. Во время практик было и небезопасно — еще попадались мины, и надо было ходить только протраленными фарватерами, которые продолжали тралить в то время. Как-то под Таллином, попав в шторм, капитан решил сократить путь. Ему здорово за это влетело потом. После второго курса Подготии —походы на 12-весельных барка­ сах и 6-весельных ялах. Нелегким морским трудом накачивали мыш­ цы молодые ребята. Но жалоб и тогда не было. В 1948 году было создано 1-е Балтийское высшее военно-мор­ ское училище, и мы были зачислены на первый курс. Бывшие подго- ты серьезно занялись учебой —пошли специальные предметы, и мы понимали, что к делу надо отнестись серьезно, это наш хлеб, наша будущая жизнь. После первого курса морскую практику проходили на УК «Комсомолец» и минзаге «Урал». Стояли 4-часовые вахты. Рулевые, сигнальщики, машинисты... Установки старые, температуру моты­ лей паровой машины надо было мерить рукой, смазывать механиз­ мы масленкой; в котельном отделении — топки на угле, вентиляция естественная, совковая лопата, уголь, уборка шлака; на стоянке — загрузка угля... И все бегом, до седьмого пота. Черные были, как тру­ бочисты. Интересной была и штурманская практика на этих кораблях: решение задач, прокладка и определение места корабля в море, вся 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz