Виктор Конецкий: человек из морского пейзажа : воспоминания, размышления, штрихи к портрету / авт.-сост.: Т. В. Акулова. - Санкт-Петербург : Площадь искусств, 2014. - 550, [1] с., [8] л. ил., портр.
АЛЕКСАНДР ЖИТИНСКИЙ Для объективной прозы еще не пришло время. Мне только пред стояло самостоятельно вывести несколько истин, в которых я был бы абсолютно уверен, а пока все утверждения выглядели достаточно субъективными. И я пошел по пути прозы «от первого лица», спря тавшись от ответственности за плечами героя и снабдив его к тому же шутейной маской простачка. Потом были другие герои и другие манеры, но дальше промежу точного этапа, каким является проза «в третьем лице», написанная с точки зрения одного героя, я, пожалуй, не продвинулся. Я не утверждаю, что все написанное казалось мне плохим. Если бы казалось —не писал бы. Однако некоторая неудовлетворенность не покидала меня. Хотелось высказаться от себя лично — так, как я привык делать это в стихах, а не рядиться в чужие одежды. Проза В. В. толкнула меня в этом направлении. Дело в том, что элемент обмана, о котором я уже упоминал и ко торый необходим литературе, в прозе В.В. был сведен к минимуму. Чувствовалось, что герои и обстоятельства его последних книг не выдуманы, хотя небольшие сомнения, которые я хотел рассеять при личной встрече, у меня все же имелись. Я совсем не против вымыс ла —упаси боже! —но все же, что может быть правдивей описания реальных людей и реальных событий? Сама жизнь подтверждает ка ждую твою строчку, а тебе остается лишь заботиться о правдивости передачи своих «индивидуальных чувств и переживаний». Так я думал, пока сам не попробовал писать по методу В. В. Снова рискуя впасть в банальность, напомню, что любое, даже самое фантастическое сочинение может относиться к литературе лишь в том случае, ежели оно каким-то боком отражает реальность. Никому нет дела — выдумал ты или списал с натуры —лишь бы это было правдиво. Однако природа фактов, встречающихся на жизнен ном пути, бывает разной. Одни из них вовсе не просятся на бумагу, другие будто умоляют подправить себя, хотят трансформироваться (иногда до неузнаваемости), зато третьи упрямо заявляют: «Надо написать, как было. И только так». Как бы ни была бедна жизнь, в ней непрестанно происходят раз ные вещи, дающие пищу для размышлений, сопоставлений и выво дов. Собственно, главное в прозе В. В. —это именно его размышления и оценки, а совсем не экзотика путешествий. Он сознательно избега ет экзотики. Вот и в моей, не очень богатой внешними событиями жизни случалось кое-что такое, что требовало записи «как было». Меня интересовали некоторые технические, а также этические стороны метода В.В. 340
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz