Виктор Конецкий: человек из морского пейзажа : воспоминания, размышления, штрихи к портрету / авт.-сост.: Т. В. Акулова. - Санкт-Петербург : Площадь искусств, 2014. - 550, [1] с., [8] л. ил., портр.

АЛЕКСАНДР ЖИТИНСКИЙ Для объективной прозы еще не пришло время. Мне только пред­ стояло самостоятельно вывести несколько истин, в которых я был бы абсолютно уверен, а пока все утверждения выглядели достаточно субъективными. И я пошел по пути прозы «от первого лица», спря­ тавшись от ответственности за плечами героя и снабдив его к тому же шутейной маской простачка. Потом были другие герои и другие манеры, но дальше промежу­ точного этапа, каким является проза «в третьем лице», написанная с точки зрения одного героя, я, пожалуй, не продвинулся. Я не утверждаю, что все написанное казалось мне плохим. Если бы казалось —не писал бы. Однако некоторая неудовлетворенность не покидала меня. Хотелось высказаться от себя лично — так, как я привык делать это в стихах, а не рядиться в чужие одежды. Проза В. В. толкнула меня в этом направлении. Дело в том, что элемент обмана, о котором я уже упоминал и ко­ торый необходим литературе, в прозе В.В. был сведен к минимуму. Чувствовалось, что герои и обстоятельства его последних книг не выдуманы, хотя небольшие сомнения, которые я хотел рассеять при личной встрече, у меня все же имелись. Я совсем не против вымыс­ ла —упаси боже! —но все же, что может быть правдивей описания реальных людей и реальных событий? Сама жизнь подтверждает ка­ ждую твою строчку, а тебе остается лишь заботиться о правдивости передачи своих «индивидуальных чувств и переживаний». Так я думал, пока сам не попробовал писать по методу В. В. Снова рискуя впасть в банальность, напомню, что любое, даже самое фантастическое сочинение может относиться к литературе лишь в том случае, ежели оно каким-то боком отражает реальность. Никому нет дела — выдумал ты или списал с натуры —лишь бы это было правдиво. Однако природа фактов, встречающихся на жизнен­ ном пути, бывает разной. Одни из них вовсе не просятся на бумагу, другие будто умоляют подправить себя, хотят трансформироваться (иногда до неузнаваемости), зато третьи упрямо заявляют: «Надо написать, как было. И только так». Как бы ни была бедна жизнь, в ней непрестанно происходят раз­ ные вещи, дающие пищу для размышлений, сопоставлений и выво­ дов. Собственно, главное в прозе В. В. —это именно его размышления и оценки, а совсем не экзотика путешествий. Он сознательно избега­ ет экзотики. Вот и в моей, не очень богатой внешними событиями жизни случалось кое-что такое, что требовало записи «как было». Меня интересовали некоторые технические, а также этические стороны метода В.В. 340

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz