Виктор Конецкий: человек из морского пейзажа : воспоминания, размышления, штрихи к портрету / авт.-сост.: Т. В. Акулова. - Санкт-Петербург : Площадь искусств, 2014. - 550, [1] с., [8] л. ил., портр.

АЛЕКСАНДР ЖИТИНСКИЙ Рискуя повторить избитую истину, я все же напомню, что в прозе, написанной «от первого лица», события даются в изложении одного из героев сочинения, который сам в них участвует. Соответственно, все суждения и оценки в таких сочинениях перекладываются на пле­ чи рассказчика, претендуя не столько на абсолютную истину, сколь­ ко на создание определенного образа героя. Автор как бы прячется за его спину, чтобы при случае развести руками и сказать: «Я здесь ни при чем, так видит и думает мой герой». От первого лица написана, например, «Капитанская дочка» Пушкина. Рассказчиком там выступает молодой Петруша Гринёв, и нам понятно, почему Пушкин избрал именно этот прием, помимо его чисто художественной привлекательности. Гринёв мог сказать о Пугачеве то, чего не мог сказать в тех общественных условиях ав­ тор. И хотя Гринёв то и дело называет Пугачева «злодеем», автор­ ская оценка проглядывает сквозь его суждения, как освещенная ком­ ната сквозь тюлевую занавеску. В прозе «от первого лица» коротенькое словечко «я» мелька­ ет постоянно, ограждая автора от собственных высказываний и все время напоминая ему, что рассказывает историю герой, а значит, ав­ тор должен на время стать актером и влезть в шкуру героя, чтобы добиться от него максимальной искренности. Другим распространенным приемом, как известно, было и оста­ ется письмо «в третьем лице» (или, как часто неправильно гово­ рят — «от третьего лица»), когда в авторской речи не встретишь того коротенького словечка, о котором только что говорилось. Так написана, например, «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Автор подробного сочинения как бы становится на место Господа Бога и претендует на объективное освещение событий, но если Толстому это удается, то многим другим литераторам —нет, а пото­ му вранье, преподнесенное от имени некоего «верховного судии», выглядит особенно ошеломляющим. Есть еще и промежуточное качество прозы, тоже достаточно распространенное, когда словечко «я» отсутствует и автор пишет «в третьем лице» — как бы объективно — однако на события смо­ трит глазами одного героя; только этот герой, его мысли и чувства доподлинно известны автору, в душу остальных он проникать не имеет права. Так написаны многие рассказы Чехова, в частности, «Дама с собачкой». Эта проза ближе к прозе «от первого лица». — ...Но в чем, собственно, вопрос? Можно писать и так, и эдак, и еще тысячью разными способами! — Погодите, не торопитесь! 338

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz