Виктор Конецкий: человек из морского пейзажа : воспоминания, размышления, штрихи к портрету / авт.-сост.: Т. В. Акулова. - Санкт-Петербург : Площадь искусств, 2014. - 550, [1] с., [8] л. ил., портр.
НИНА ПАРФЁНОВА 65 лет, и о нем почти ничего не было слышно. Но Виктор Викторович был болен, находился в больнице... Я часто перечитываю его книги, они очень сближают меня с ушедшей эпохой флотского бума. Правда, несколько лет назад вновь заговорили о возрождении ледовых проводок по Северному морскому пути, а значит, история советского освоения Севморпути нуждается в оживлении —ибо без прошлого, как известно, нет буду щего. Вспомним об этом. ...В августе 2009 года исполнилось 45 лет памятного ледового пе регона сухогрузов из Ленинграда в Салехард, описанного писателем в книге «Солёный лёд». Зима 1964 года, скоро весна, вооружение, навигация и —на Север. Конецкому — 34 года, и он идет по набережной лейтенанта Шмидта. Можно только восхищаться, с каким изяществом он вплетает в худо жественную прозу слова из настоящего флотского лексикона! «Я оставил уборную по корме, убедился в том, что ре сторан закрыт на обеденный перерыв, выпил теплого пива у синего фанерного ларька, получил из мокрых рук про давца мокрую сдачу и медленно пошел вдоль набережной, рассматривая те суда, которые предстояло мне гнать на Обь или Енисей. Суда стояли тесным семейством, борт к борту, в четыре корпуса. Узкие и длинные сухогрузные теплоходы, засыпанные снегом. Два дизеля по триста сил, четыре трю ма, грузоподъемность шестьсот тонн, от штевня до штевня около 70 метров — все это, вместе взятое, на обыкновен ном морском языке называется „речная самоходная баржа". И утешаться следует только тем, что слово „баржа" похо же на древнее арабское „бариджа", обозначавшее некогда грозный пиратский корабль... Хватит перегонов! — сказал я себе, как некогда сказал один мой герой. — Я уже стар для них. Хватит считать матросские кальсоны и проверять свистки у спасательных жилетов, писать бесконечные ведо мости и акты. Если я пойду еще в море, то только в хороший, интересный рейс. И только на человеческом, настоящем судне, а не на речном кораблике в Арктику. Хватит Севера. Он уже стоит поперек глотки. И у меня пошаливает сердце. И давно пора для общего развития посетить какие-нибудь жаркие страны, а не остров Вайгач и остров Диксон... Темной июльской ночью мы снялись на Салехард от на бережной лейтенанта Шмидта, дали ход, включили ходовые огни и выключили стояночные». 298
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz