Виктор Конецкий: человек из морского пейзажа : воспоминания, размышления, штрихи к портрету / авт.-сост.: Т. В. Акулова. - Санкт-Петербург : Площадь искусств, 2014. - 550, [1] с., [8] л. ил., портр.

ДОМ НА КАНАЛЕ их несомненно. В «Последнем рейсе» Конецкий рассказал, как вы­ резал из книги фотографию скульптурного портрета Микеланджело и повесил ее в каюте у изголовья. При этом добавив: «И меня не смущает страшный взгляд Буонаротти, тем более глядит он мимо всех нас —на Млечный путь. Никто, насколько мне известно, из его героев не улыбается, но и не плачет. Когда скорбь и страдания мо­ гучи, тут не до слез. И настоящая великая радость бытия спокойно обходится без улыбок и смеха. А в лице самого Микеланджело более всего обыкновенного упрямого упорства». Базунова взгляд Буонаротти тоже не смутил бы. И не только потому, что искусство он изучал профессионально, пристально ин­ тересовался ивановским «Явлением Христа народу» и почитывал Гоголя. Он периодически болел, страдал и бедствовал, но тоже не боялся бросать вопрошающий взгляд на Млечный путь. Базунов верил, что есть вещи пограндиознее житейского счастья, и придер­ живался старинной максимы: мы рождаемся, чтобы «жить на пути к истине». Нет, он не бравировал аскетизмом, не чурался простых удовольствий, любил своих дочерей и по-детски, но с суеверной опа­ ской, радовался изданию своих книг (благодарно воспринимая ра­ зумную редактуру) и в Союз писателей вступил, между прочим, по рекомендации академика Д. С. Лихачева. Олег был человеком самолюбивым, не без гонора, человеком че­ сти. Как и его брат. Случалось, они вдруг выглядели, что называется, на одно лицо. Либо увлеченные спором. Либо в минуту риска: как- то на остановке такси к ним привязались разъяренные глухонемые, и братья, спина к спине, ловко от них отбивались. Либо в минуту горя —у гроба матери... Со временем Конецкий прочно обосновался на Петроградской стороне, но по дому на канале скучал. Вернись туда — и прожил бы еще год-другой. Болели ноги, квартиру он почти не покидал... Выходил на балкон, «приблудный тополек» полить. Смотрел вниз, а потом записывал: «Березка у нас в дворовом скверике растет. Темно ей. Растет быстро — к свету тянется, жиденькая березка. Всегда, когда на нее гляжу, думаю, а кто здесь, в моей квартире, жить будет, когда березка до балкона дотянется? Или она еще раньше за­ чахнет?» Да, за кормой не оставалось вроде бы ничего, что хотелось бы повторить... Но за кормой на глазах, как айсберг, скрывалась грома­ да XX века, и помянуть его при расставании, дождаться третьего ты­ сячелетия — вопреки всему! — было заманчиво. И Конецкий заста­ вил себя дождаться, и не с пустыми руками: в 2001 году напечатали 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz